Тема: ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ
Интерес к проблеме человека (философской антропологии) вызван расширением и углублением знаний о мире. Древнефилософский образ человека космоцентричен. Например, у Конфуция.
Платон видел в человеке «двуногое существо без крыльев с плоскими когтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях»[1]. Здесь выделены физические и духовные признаки человека. Аристотель считал, что человек есть общественное животное, наделённое разумом, совершенствующееся в справедливом государстве. Аристотель дал типологию различных «уровней» души, выделив растительную, животную и разумную души. Растительная ведает функциями питания, роста и размножения. У животной души к этим функциям прибавляется ощущение и способность желания. Разумная душа, которой обладает лишь человек, наделена, помимо перечисленных функций, высшей из способностей – рассуждением и мышлением. В человеке бессмертен только разум: после смерти тела он сливается с вселенским разумом.
Помимо идеи о совершенствовании индивида путём его включённости в государство (общественное целое), проводилась мысль о счастливой и добродетельной жизни путём освобождения человека от власти внешнего мира, от социально-политической сферы (например, в этике Эпикура).
В средневековой философии человек рассматривался как образ и подобие Бога, как момент движения к Богу. С другой стороны, сохранялся взгляд, что человек – разумное животное (двойственность: он владеет божьим даром – свободой воли, однако плоть и земная жизнь человека греховны).
Эпоха Возрождения провозгласила идею величия, свободы, достоинства, могущества разума человека. Гуманизм открыли и отстаивали А.Данте, Ф.Петрарка, Леонардо да Винчи, Т.Мор, Э.Роттердамский, Н.Макиавелли, Д.Бруно, Ф.Бэкон, Ф.Скорина и др.
В Новое время внимание обращалось на внутренний мир человека. Например, критерием всего сущего и наидостовернейшей реальностью стала субъективность, выраженная в формуле Р.Декарта «мыслю, следовательно, существую». Было положено начало «деятельностной парадигме», в рамках которой человек осознавал себя.
Философы Нового времени пытались раскрыть природные основы человека. Т.Гоббс утверждал, что физические и духовные способности, основные качества людей могут реализоваться в государстве, построенном на основе общественного договора. Б.Паскаль предвосхитил идею своеобразия познания человека по сравнению с природой. Д.Локк важную роль придавал формированию гармонии физического и духовного начал личности («В здоровом теле здоровый дух»). Французские материалисты XVIII в. также пытались преодолеть противопоставление тела и духа.
Представители классической немецкой философии стремились преодолеть механицистскую трактовку в понимании человека. Гегель полагал, что свою духовную сущность человек реализует, преодолевая природность, через включение в многообразие отношений общественной жизни (семья, собственность, государство, право и т.д.). Однако практическая деятельность понималась абстрактно, как деятельность мышления, воли, духа. Кант развивал дуалистический взгляд на человека как существующего в «мире природы» и «мире свободы». По мнению Л.Фейербаха, сущность человека в значительной мере определяется его телом, а сам человек обладает разумом, сердцем и волей, способными к любви. Человек, включая и природу как свой базис, является универсальным и высшим предметом философии. В этом подходе, наряду с достоинствами, существуют и недостатки: отсутствует исторический взгляд на человека, не объясняется, почему у разных людей столь различно содержание их духовной жизни.
Русские мыслители А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский отметили, что человек не только подвергается воздействию внешнего мира, но и изменяет его.
Русская философия XIX в. рассматривала человека в концепциях «философии тотальности» и «философии индивидуальности». Первое направление представляли славянофилы, которые считали
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.