Острая дыхательная недостаточность. Причины нарушения проходимости дыхательных путей. Методы обеспечения проходимости дыхательных путей

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

Кафедра общей и клинической фармакологии с курсом анестезиологии и реаниматологии

Обсуждено на заседании кафедры общей и клинической фармакологии

с курсом анестезиологии и реаниматологии

Протокол № 4

методическая разработка

для проведения занятия со студентами 6 курса лечебного факультета

по анестезиологии и реаниматологии

Тема: «Острая дыхательная недостаточность. Часть II»

Время7  часов

Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней  представлены:

I.  Актуальность темы

II.  Цель занятия

III.  Задачи

IV.  Базисные разделы

V.  Рекомендуемая  литература

VI.  Вопросы для самоподготовки

VII.Учебный материал

VIII.  Самостоятельная работа студентов

VIII. Клинические задачи и тестовый контроль

I. Актуальность темы

Остановка дыхания распознается без труда и требует экстренных лечебных мероприятий. Об угрозе остановки дыхания или тяжелого нарушения функции легких  свидетельствуют многочисленные признаки, при появлении которых нужно обеспечить проходимость дыхательных путей и приступить к ИВЛ. Несвоевременное  оказание помощи  пациентам с дыхательной недостаточностью может привести к летальному исходу.

В связи с этим необходимо овладеть методами обеспечения проходимости дыхательных путей (интубация трахеи, коникотомия, чрезкожная катетеризация трахеи), знать технику выполнения  лаважа трахеобронхиального дерева, лечебной бронхоскопии.

II. Цель занятия

Научиться методам обеспечения проходимости дыхательных путей. Освоить показания и технику выполнения трахеостомии, коникотомии, чрезкожной катетеризации трахеи, лечебной бронхоскопии, изучить осложнения данных методик. Изучить протоколы обследования и лечения больных в асфиксии. Детально разобрать патофизиологию, клинику, диагностику, первую помощь, лечение обтурационной и странгуляционной асфиксии, частичной и полной непроходимости трахеобронхиального дерева. Изучить причины развития, патофизиологию, клинику, диагностику стенотического ларинготрахеобронхита, истинного и ложного крупа. Научиться оказывать первую помощь и определять схему терапии.

III. Задачи

Студент должен знать:

·  клиническую физиологию  и анатомию дыхательной системы;

·  причины нарушения проходимости дыхательных путей;

·  методы обеспечения проходимости дыхательных путей, технику выполнения интубации трахеи, коникотомии, трахеотомии;

·  возможные осложнения интубации трахеи, коникотомии, трахеотомии;

·   патофизиологию, клинику, лабораторную диагностику обтурационной  и странгуляционной асфиксии;

·   показания к проведению и правила проведения лаважа трахеобронхиального дерева, лечебной бронхоскопии.

Студент должен уметь:

·   дать количественную и качественную оценку дыханию;

·  определить причину нарушения проходимости дыхательных путей

·  определить тактику лечения пациента при нарушении проходимости дыхательных путей;

·   оказать первую помощь при нарушении проходимости дыхательных путей.

IV. Разделы, изученные ранее и необходимые для данного занятия

1.   анатомия и физиология дыхательной и сердечнососудистой системы;

2.   патологическая анатомия и физиология дыхательной и сердечнососудистой системы;

3.   патогенез острой дыхательной недостаточности;

4.   базисная фармакология препаратов применяемых при лечении острой дыхательной недостаточности.

V. Рекомендуемая литература

Учебники по анатомии, нормальной и патологической физиологии для студентов медицинских ВУЗов.

Рекомендуемая литература по теме занятия

Основная литература

1.  Бунятян А.А. Руководство по анестезиологии / А.А.Бунятян // М., 1997.

2.  Долина О.А. Анестезиология и реаниматология / О.А.Долина // М., 1998. — С.2-407.

Дополнительная литература

1.  Сатишур О.Е.Механическая вентиляция легких /О.Е Сатишур // Мед. лит. − 2007. – 352с.

2.  Морган-мл., Эдвард Дж. Клиническая анестезиология / Дж. Эдвард, Морган-мл, Мэгид С. Михаил // М., 2004. — Т.3, №1. − С.3-375.

3.  Малышев В.Д. Интенсивная терапия. Реанимация. Первая помощь / В.Д.Малышев // М., 2000. — С.3–324.

4.  Эйткенхед А.Р., Смит Г. Руководство по анестезиологии / А.Р. Эйткенхед, Г.Смит // М., 1999. —Т.2, №2. − С.10-117.

5.  Бараш П. Клиническая анестезиология / П.Бараш, Б.Куллен, Р.Стэлтинг // М., 2004. — С. 3-454.

6.  Курек В.В. Анестезия и интенсивная терапия у детей / В.В.Курек, А.Е.Кулагин, Д.А.Фурманчук // М., 2006. — С.342.

7.  Катцунг Бертрам Г. Базисная и клиническая фармакология / Бертрам Г.Катцунг // М., 2000. — С.5-577.

8.  Рябов Г.А. Критические состояния в хирургии / Г.А.Рябов. М., Медицина, 1979, 320 с. – 186-234.

VI. Вопросы для самоподготовки

Вопросы по базисным знаниям

1.  Анатомия и физиология дыхательной и сердечнососудистой системы.

2.  Действие кислородного голодания на функции органов и систем (кровообращение, дыхание, ЖКТ, мочевыводящие пути, эндокринная система, кровь, иммунитет, центральная нервная система).

3.  Определение и классификация острой дыхательной недостаточности.

Вопросы по изучаемой теме

1.  Методы обеспечения проходимости дыхательных путей.

2.  Показания к трахеостомии и уход за трахеостомой, осложнения.

3.  Коникотомия, чрезкожная катетеризация трахеи. Техника выполнения

4.  Лаваж трахеобронхиального дерева, лечебная бронхоскопия: показания к применению, техника выполнения, осложнения.

5.  Обтурационная и странгуляционная асфиксия. Частичная и полная непроходимость трахео-бронхиального дерева. Патофизиология, клиника, диагностика, первая помощь, лечение

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
254 Kb
Скачали:
0