Процессы реформирования образования
в развитых странах
Несмотря на относительно высокий уровень финансирования образования в развитых странах, перед ними сегодня встал ряд острых проблем.
Во всех развитых странах идет активный процесс создания новой законодательной базы для образования: в послевоенный период здесь принят целый ряд новых законов, предусматривающих серьезные изменения в деятельности всех уровней системы образования.
Одним из основных направлений этих реформ является обеспечение дальнейшего движения стран и народов к согласованному решению общих проблем.
Причем большая сложность этих процессов, чем интеграции в промышленности, связана с тем, что на образование чрезвычайно сильное воздействие оказывает своеобразие историко-культурного развития каждой страны. Поэтому сближение происходит активнее в рамках тех регионов, которые имеют сходные историческое прошлое, социально-экономические структуры.
В целях интенсификации этих процессов под эгидой ЮНЕСКО, других международных организаций проводятся конгрессы, конференции, рабочие совещания руководителей ведомств просвещения, издается педагогическая литература. В составе Организаций экономического сотрудничества и развития в Европе (создана в 1967 г.) существует и Комитет образования, который вырабатывает рекомендации по изменению системы образования, способствующие дальнейшему сближению образовательной политики развитых стран. Создан и ряд других общеевропейских организаций по сотрудничеству в сфере образования.
В результате их деятельности обеспечивается единообразие педагогической терминологии, складывается единая система документации с использованием ЭВМ. Но в ходе этого процесса выявились и определенные проблемы, трудности. Первая из них - языковая. Для преодоления языковых границ требуется значительно повысить эффективность изучения иностранных языков. В связи с этим ставится задача изучения уже в средней школе двух и более иностранных языков, причем главным направлением должно стать овладение прочными навыками разговорной речи, общения; правилом становятся поездки для обучения в другие страны.
Встает и проблема языка межгосударственного общения. Известно, что в Средние века таким статусом обладал латинский язык. Сейчас на первое место в межнациональном общении выходит английский язык. Необходимость в его изучении понимают и школьники, и взрослые люди.
Так, во Франции еще в начале 80-х гг. был принят закон, обязывающий все фирмы выделять часть своих доходов на языковую подготовку сотрудников. При этом обращается внимание на необходимость сохранения национальной самобытности народов Европы, традиционных основ европейской цивилизации от чрезмерной американизации.
Особенно интенсивно идет процесс сближения в сфере высшего образования, решается вопрос о создании общеевропейской модели университета, которая вобрала бы в себя лучшие - достижения национальных систем высшего образования.
Интеграционные процессы неуклонно ведут к сближению систем образования европейских стран, созданию единого общеевропейского образовательного пространства, в которое так или иначе со временем будет вступать и Россия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.