Технологическая инструкция по проверке прочности изоляции электрических машин. Классы изоляции. Характеристики классов нагревостойкости изоляции

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

БЕЛОРУССКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Локомотивное депо Гомель

УТВЕРЖДАЮ:

Начальник   

локомотивного депо Гомель

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ

по проверке прочности изоляции

электрических машин

Зам. начальника депо по ремонту                            

                                        

Инженер                                                                      Инженер по охране труда   

                                            

                                                                 Мастер цеха №60

                                                                                      

Настоящая технологическая инструкция предназначена для организации проверки сопротивления и электрической прочности электрических машин в условиях локомотивного депо Гомель.


1. Классы изоляции.

Одной из важнейших характеристик любого электроизоляционного материала, применяемого в электрических машинах и аппаратах, является нагревостойкость, т. е. способность конструкции выполнять свои функции при воздействии на каждый материал, входящий в данную конструкцию, рабочей температуры в течение времени, сравнимого с расчетным сроком нормальной эксплуатации электрооборудования. По ГОСТ 8865—93 электроизоляционные материалы разделяются на 7 классов (таблица 1). К рассматриваемым классам нагревостойкости могут быть отнесены другие материалы или простые сочетания материалов, для которых на основании практического опыта или соответствующих испытаний установлено, что они могут работать при температуре, соответствующей данному классу.

Таблица1. Характеристики классов нагревостойкости изоляции.

Класс

Температура, °С

Краткая характеристика материалов, соответствующих данному классу.

Y

90

Волокнистые материалы из целлюлозы,   хлопка  натурального шелка, не   пропитанные и не погруженные   в   жидкий   электроизоляционный материал.

A

105

Волокнистые материалы из целлюлозы,   хлопка или натурального, искусственного и синтетического шелка, в рабочем   состоянии   пропитанные или погруженные   в жидкий   электроизоляционный материал.

E

120

Синтетические органические материалы  (пленки, волокна, смолы, компаунды и др.)  и другие материалы или простые   сочетания   материалов, для которых на основании практического   опыта или   соответствующих   испытаний   установлено, что они могут работать при   температуре,   соответствующей данному классу.

B

130

Материалы на основе слюды (в том   числе, на органических   подложках), асбеста   и  стекловолокна, применяемые с органическими связующими и пропитывающими составами.

F

155

Материалы на основе слюды, асбеста и стекловолокна, применяемые в сочетании с синтетическими связующими и пропитывающими составами, соответствующими данному классу нагревостойкости.

H

180

Материалы на основе слюды, асбеста и стекловолокна, применяемые в сочетании с кремнийорганическими связующими и пропитывающими составами, кремнийорганические эластомеры.

C

свыше 180

Слюда, керамические материалы, стекло, кварц и их комбинации, применяемые без связующих или с неорганическими и элементоорганическими составами.

2. Проверка электрической прочности изоляции.

Для тяговых генераторов и тяговых электродвигателей сопротивление изоляции при температуре 70—90 °С должно быть не менее 3 Мом(измеряется мегомметром), а для вспомогательных — не менее 0,5 МОм. Обычно во время деповского ремонта приходится измерять сопротивления изоляции при температуре обмоток, равной температуре окружающей среды, т. е. температуре цеха (примерно 15—20 °С). В этом случае сопротивление изоляции тяговых электрических машин должно быть не менее 20 МОм.

Если сопротивление изоляции соответствует вышеприведенным нормам, можно приступать к испытаниям электрической прочности повышенным напряжением промышленной частоты. Снятую с тепловоза или со стенда машину устанавливают на полу, вблизи специального пробивного трансформатора (рисунок 2), который обычно огражден соответствующей сеткой, со входом, имеющим блокировку безопасности. Высоковольтные выводы трансформатора подключают к машине: один к корпусу (заземленный вывод трансформатора), другой — к выводам испытуемой обмотки. Испытания начинают напряжением примерно 1/3 от испытуемого, а далее плавно повышают до необходимого испытательного напряжения. Полное испытательное напряжение машина должна выдержать не менее 1 мин, после чего напряжение плавно снижают и отключают. Электрическую прочность изоляции обмоток электрических машин тепловозов относительно корпуса и между обмотками испытывают в течение 1 мин напряжением: обмоток тягового электродвигателя и тягового генератора, кроме независимой обмотки, а также для дифференциальной обмотки ограничения возбудителя — 2000 В; обмотки генератора, двухмашинного агрегата, возбудителей, вспомогательных генераторов — 1100В. Испытание электрической прочности изоляции якорей и магнитной системы проводится раздельно перед сборкой электрической машины.

Во избежание перегрузки высоковольтного трансформатора и испытательной установки в схеме (рисунок 2) между выводом трансформатора, соединяемого с «землей», и заземлением целесообразно включить добавочное сопротивление 2,0-2,5 кОм мощностью порядка 100-150 Вт.

3. Охрана труда при испытании узлов электрических машин.

Охрана труда при испытании узлов электрических машин. К работе, связанной е проверкой прочности изоляции, допускаются работники электромашинного цеха, прошедшие проверку знаний правил технической эксплуатации, безопасности обслуживания и имеющих квалификационную группу не ниже III на право работ в установках свыше 1000 В.   Число работающих на стендах должно быть не менее двух. Запрещается работнику, производящему испытание на стенде, заходить в зону установки высоковольтного оборудования и проводить в нем какие-либо переключения или работы. Работать на стендах разрешается только при наличии диэлектрического коврика , диэлектрических перчаток и бот, имеющих клеймо с отметкой о периодической их проверке, не просроченным.

Дверь на участок, с рабочим напряжением свыше                                               1000 В, должна иметь

Похожие материалы

Информация о работе