Классификация затрат на производство
Многообразные затраты, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, в зависимости от их характера и назначения возмещаются за счет различных источников: издержек производства, прибыли, целевого финансирования, кредитов и др.
В дальнейшем речь пойдет о классификации издержек производства или затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг. Правда, при действующем порядке отнесения затрат на себестоимость продукции (работ, услуг) в действительности неизвестно, во что обходятся ее производство и реализация, так как в настоящее время в себестоимость включаются ряд налогов и отчислений (взносов).
Например, в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются чрезвычайный налог и другие налоги, обязательные отчисления в Государственный фонд содействия занятости, обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения. Сырье, материалы и другие материальные ценности, импортируемые из России и происходящие из третьих стран, облагаются налогом на добавленную стоимость при ввозе их в республику. Причем налогом на добавленную стоимость при ввозе облагается и налог на добавленную стоимость, выставленный поставщиком. Последний, т.е. налог на добавленную стоимость, выставленный поставщиком, относится на себестоимость продукции, изготовленной из этих сырьевых ресурсов.
Конечно, при такой практике отнесения затрат на производство продукции (работ, услуг) и налоговой нагрузке трудно определить ее настоящую себестоимость, а проблемы с конкурентоспособностью товаров становятся неизбежными.
Налоги и сборы, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), характеризуются не только многочисленностью, но, зачастую, и сравнительно высоким уровнем.
Так, размер обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения для колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств равен 30%, а для большинства других нанимателей он составляет 35%. Это в 4 с лишним раза больше нормативов отчислений на социальное страхование, действовавших в советский период. А реальная величина пенсий и больничных сейчас значительно ниже, чем в те старые времена.
Правда, и сейчас есть приятные исключения. К примеру, для коллегии адвокатов страховой взнос установлен в размере 5%. Но это не означает, что пенсии по возрасту, пособия по болезни и временной нетрудоспособности, выплаты, связанные с санаторно-курортным лечением и оздоровлением, у них в 6-7 раз меньше, чем у колхозников, рабочих или других специалистов.
Следует отметить, что система государственного социального страхования, действующая в нашей стране, при огромных затратах субъектов хозяйствования на ее функционирование крайне неэффективна и нерациональна.
Размер пенсий по существу не зависит от величины заработной платы в период трудовой деятельности, а, следовательно, и от квалификации. Это оборачивается огромными экономическими потерями.
Большинство граждан, ведущих здоровый образ жизни, должны, в ущерб себе, оплачивать лечение любителей чарки без шкварки, а также лиц, злоупотребляющих курением и другими наркотиками. Посещение поликлиники для рядового гражданина требует крепкого здоровья, а простейшее лечение при бесплатном здравоохранении — немалых средств.
Разнообразные виды затрат на производство и реализацию продукции группируются по отдельным признакам, позволяющим создать условия для анализа, планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), управления затратами на производство.
В зависимости от характера участия в процессе производства и реализации продукции затраты подразделяются на производственные и внепроизводственные, или коммерческие расходы.
Преобладающую часть коммерческих расходов в странах с рыночной экономикой составляют затраты на маркетинг, а сами коммерческие расходы могут превышать производственные издержки. Например, по ряду потребительских товаров затраты на маркетинг выше, чем их производственная себестоимость, и составляют до 60% от цены реализации.
В нашей республике затраты на маркетинг жестко ограничиваются, а коммерческие расходы составляют незначительную часть полной себестоимости продукции. Так, предельный размер расходов на рекламу и маркетинговые услуги, относимых на себестоимость продукции, не может превышать 5% годовой выручки от реализации продукции (работ, услуг). А при годовой выручке свыше 13500 млн. руб. этот показатель не может превысить 2,75%.
Правда, расходы юридических лиц и предпринимателей на оплату рекламы, размещенной в государственных республиканских и местных телерадиоорганизациях, не подлежат нормированию и относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) в полном объеме.
Однако такая мера ситуацию не меняет и при таких расходах на маркетинг удержаться на рынке, а тем более выйти на новые рынки и укрепиться на них — задача неразрешимая.
К числу важнейших группировок затрат, широко используемых в работе предприятий, относится классификация затрат по экономическим элементам и статьям затрат (калькуляционным статьям).
В элементах затрат объединяются отдельные однородные расходы независимо от их назначения и места (производственного участка), где они произведены.
Например, в элементе «Расходы на оплату труда» отражается основная
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.