1. Потребность и редкость ресурсов.
Материальные потребностей составляют:
1 – предметы первой необходимости
2– предм. роскоши
3 – услуги
4 – потребность частных предпринимателей
5 – потребн. правительства
Экономические ресурсы, т.е. средства для производства товаров и услуг, ограничены и делятся на следующие категории:
- Земля – пахотные земли, леса, месторождения, водные ресурсы.
- капитал - все виды оборудования и транспортные средства, их называют реальным капиталом; деньги - финансовый капитал, деньги не является экономическим ресурсом.
Процесс накопления капитала – инвестирование.
Труд – все физич. и умствен. способности людей применяемые в производстве. Предпринимат. способности – этот ресурс раскрывается через след. функции предпринимателя: а) он берет на себя инициативу соединения ресурсов в единый процесс производства б) водит новые товары и технологии в) берет на себя основных решений в бизнесе г) несет весь коммерческий риск.
Все ресурсы предоставляются частным предпринимателям в обмен на определенный доход:
1 - доход от материальных ресурсов – рентный доход
2 - зарплата – доход от рабочей силы
3 - предпринимательский доход - прибыль
Все это факторы производства.
2. Эффективность
Экономич. эффективность раскрывается через проблему « затраты – выпуск», т.е. между количеством ресурсов в производстве и полученным в результате количеством продуктов.
Эк-ка будет эффективной, если она функционирует в условиях полной занятости и при полном объеме производства.
Полная занятость использует все имеющие ресурсы.
Полный обьем производства – ресурсы использ. таким образом, что они вносят наибольший вклад в общий обьем производства.
Проблема выбора в экономике:
Ограниченность ресурсов означает ограниченность выпуска готовой продукции, поэтому в любой момент эк-ка полной занятости и полного обьема производства должна жертвовать частью продукта X, чтобы получить больше продуктаY.
Кривая производственных возможностей (рис2.1).
Закон возрастающих (вмененных) издержек:
Т.к. ресурсы редки относительно безграничных потребностей, то приходится делать выбор между альтернативным их применением. Количество других товаров, от которых следует отталкиваться, чтобы получить какое-то кол-во другого товара наз. вмененными издержками пр-ва этого товара. При движении от альтернативы Х к альтернативе Y стоимость товара Y возрастает. Это происходит т.к. экономич. ресурсы непригодны для полного их использования в производстве альтернативных товаров.
3. Основные экономические проблемы.
Главная зад. эконо. выбрать наибол. эффективн. способ факторов пр-ва, кажд. общ-во должно найти ответ на 3 вопроса:
1 – Что?- из товаров и у слуг должно быть произведено и в каком количестве?
2 – Как?- дол. быть произведены эти товары с пом. каких ресурсов и технологий?
3 – Для кого?- предназначены товары, т.е. как произведенный товар дол. быть разделен между людьми.
Каждое общество реш. эти задачи след. образом:
1 – традиционная эк-ка: в примитивных обществах традиционно определ.поведение в производстве при решении? что? как? для того?
2 – командно-централизованная эк-ка: в ней государство в лице плановых органов решает вопросы по поводу производства и распределения.
3 – рыночная эк-ка храктериз. след. Особенностями а) частная собственность б) погоня за прибылью, она заставляет производителя изготовлять товары имеющие спрос у покупателя и поставляющ. на рынок по той цене, кот. устраивает покупателя.
в) конкуренция, продавцы конкурируют между собой стараясь привлечь покупателей производя товары по max низкой цене.
Т.о. рыночн. эк-ка явл. ценоуправляемой системой и через сист. цен решаются 3 осн. проблемы.
Что производить определяется голосованием потребителя путем выбора того или иного товара. Как производить опр-ся конкуренцией между различными производителями. Единствен. путь для производителя выиграть ценовую конкуренцию и увеличить прибыль, необходимо поддержать издержки на min уровне использ. эффективность технологий. Для кого производить определяется соотношением спроса и предложения на рынках факторов производства. Эти рынки определ. уровни зар.платы, ренты, %, прибыль, т.е.источников из которых склад. доходы людей.
4. Спрос, закон спроса.
Рынок – это любой способ соглашения по ср-вам кот. покупатели и продавцы товара вступают в контакт по поводу купли- продажи.
Спрос – это кол-во товаров, кот. покупатель желает приобрести за определённый период. Его величина зависит от цены данного товара.
Закон спроса. При неизменности всех прочих факторов снижение цены ведёт к возрастанию спроса и наоборот (рис.4.1 ‘P-цена, Q-объём товара, D-спрос’).
Если изменить др. факторы влияющие на спрос, а цену оставить без изменения, то изменится и закон спроса при данном значении цены. Графически это проявляется в смещении кривой спроса (рис4.2).
Неценовые факторы, влияющие на спрос.
1. Вкусы потребителей (изменение вкусов означает, что спрос изменится при данной цене и кривая спроса сдвинется соот. образом).
2. Доходы потребителей (при росте доходов спрос растет не на все товары, т.е. товары на которые спрос растет при росте доходов наз-ся нормальными товарами /мясо, радиотовары/. Товары объём спроса на которые падает с ростом доходов наз-ся низшим
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.