Наиболее перспективные стартовые возможности перед парламентскими выборами имели Коммунистическая партия Белоруссии, Аграрная партия, Либерально-демократическая партия, партия Белорусского народного фронта, Белорусская социал-демократическая партия “Народная Громада”, Объединенная гражданская партия.
В то же время следует иметь в виду, что в Беларуси проходили выборы по мажоритарной системе, а не по партийным спискам, поэтому на первое место выходили конкретные личности, яркие политики, а их политические пристрастия уходили на второй план. Интересно проанализировать участие в предвыборной кампании политических партий.
Подготовка к парламентским выборам началась задолго до них с идеологической артподготовки. Государственные средства массовой информации, политические силы, поддерживающие Президента страны, призывали граждан Беларуси принять активное участие в выборах, избрать легитимный парламент, представляющий и отражающий интересы всех социальных слоев и групп республики, всех граждан страны. Оппозиционные структуры утверждали, что в нынешних условиях в республике не может быть демократических выборов. Оппозиция требовала изменить избирательную систему, перейти с мажоритарной на пропорциональную, дать допуск оппозиции к государственным средствам массовой информации, прежде всего электронным, изменить избирательный кодекс, направить наблюдателей на избирательные участки. Причем было отчетливо видно, что для оппозиции главное - выдвинуть претензии к власти.
Государственная власть страны пошла на компромисс. Она организовала общественный диалог политических сил страны, в котором приняли активное участие некоторые политические партии (Партия коммунистов Белоруссии, объединение “Яблоко” и т.д.), внесла ряд существенных изменений в избирательный закон. В оппозиционных слоях белорусского общества развернулась дискуссия: принимать или не принимать участие в парламентских выборах. Часть оппозиционеров утверждала, что в настоящее время вполне реально, опираясь на протестный электорат, прежде всего городской, добиться большинства в парламенте, провести своего человека на пост руководителя и затем раскручивать его как возможного кандидата в Президенты страны. Другая часть считала, что участие оппозиции в выборах легитимизирует будущее Национальное собрание Республики Беларусь, дает основание признать итоги референдума 1996 года. Первую точку зрения, как правило, поддерживали те, кто имел какие-то шансы на победу в парламентских выборах, вторую - те, кто добился грантов от различных зарубежных фондов, имел возможность совершать постоянные поездки за границу, участвовать во встречах с лидерами и функционерами ряда стран Европы и США и не хотел менять все это на иллюзорные возможности победы в парламентских выборах. В конце концов победила вторая точка зрения. Координационный совет демократических сил, в который вошли шесть партий (Партия БНФ, Объединенная гражданская партия, Белорусская социал-демократическая партия “Народная громада”, Белорусская социал-демократическая громада, Белорусская партия женщин “Надежда”, Белорусская партия труда), и три крупных общественных объединения приняли решение не принимать участия в выборах в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь 2-го созыва.
В итоге своих кандидатов в депутаты парламента официально выдвинули девять политических партий. Фактически же в борьбу за депутатские мандаты включились представители одиннадцати партий. Белорусская социал-демократическая партия “Народная громада” решила не выдвигать своих членов списком на съезде, в то же время она не препятствовала выдвижению их путем сбора подписей в избирательных округах. Одному из лидеров Объединенной гражданской партии Владимиру Новосяду пришлось приостановить членство в партии, чтобы самостоятельно включиться в предвыборную гонку.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.