Лекция 12. Анализ конкурентной ситуации и положения предприятия в отрасли
1. Конкурентная ситуация в отрасли и методы ее оценки.
2. Пятифакторная модель анализа конкуренции М.Портера.
3. Построение карты стратегических групп.
4. Факторы успеха в конкуренции.
5. Профиль способностей в отрасли.
6. Анализ действующей стратегии: SWOT-анализ.
7. Анализ цепи издержек предприятия.
8. Оценка конкурентоспособности предприятия.
1
В общем виде конструкция отраслевого и конкурентного анализа должна обеспечить получение ответов на следующие вопросы:
– Какие экономические характеристики имеют главное значение для отрасли?
– Что является движущей силой изменений в отрасли, какое влияние они имеют?
– Какие конкурентные силы действуют в отрасли, насколько они сильны?
– Какие компании занимают сильные/слабые конкурентные позиции?
– Кто будет действовать в дальнейшем в конкуренции сходным образом?
– Какие ключевые факторы определяют конкурентный успех или поражение?
– Насколько привлекательна отрасль в перспективе получения прибыли выше средней?
Реальный размер и перспективы развития отрасли характеризуются таким показателем, как концентрация продавцов на отраслевых рынках реализации продукции, который позволяет сопоставить размеры предприятий с величиной рынка или отрасли.
Для характеристики уровня концентрации могут быть использованы такие показатели, как:
• отношение объема продаж продукции предприятия к общему объему продаж на отраслевом рынке;
• доля стоимости активов предприятия в стоимости активов всех предприятий, действующих на рынке или в отрасли;
• доля персонала предприятия в численности работников, используемых в производстве определенного продукта.
Величина показателей концентрации зависит от выбора метода расчета. В качестве показателей концентрации используются: индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, дисперсия долей фирм на рынке, индекс энтропии и индекс Джини.
1. Индекс концентрацииизмеряется как сумма рыночных долей предприятий, действующих на рынке:
Gk = SYi ,
где i =1, 2, ... k;
Yi - размер предприятия (например, рыночная доля);
K - количество предприятий, для которых рассчитывается показатель.
2. Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI)определяется как сумма квадратов долей всех предприятий, действующих на рынке:
HHIi = SYi 2 , где i =1, 2, ... n;
HHI = 0 (совершенная конкуренция, большое количество предприятий с малой долей рынка);
HHI = 1 (на рынке находится предприятие, производящее 10% от общего объема выпускаемой продукции предприятий отраслевого рынка).
3. Дисперсия долей предприятий на рынке позволяет разграничить влияние на HHIколичества предприятий и распределение рынка между предприятиями. Дисперсия долей измеряет степень неравенства размеров предприятий, действующих на рынке:
s2 = , где - средняя доля предприятия на рынке = 1/n;
п - количество предприятий на рынке.
Если фирмы на рынке контролируют одинаковую долю рынка, показатель дисперсии равен нулю, и значение HHI обратно пропорционально количеству предприятий на рынке. При неизменном количестве предприятий на рынке, значение индекса повышается при увеличении различий в величине долей рынка предприятий.
Показатель может заменяться показателем дисперсии логарифмов рыночных долей:
Оба показателя имеют одинаковый экономический смысл и отличаются лишь размерностью и значениями. Чем больше неравномерность распределения долей предприятий на рынке
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.