Анализ конкурентной ситуации и положения предприятия в отрасли. Дисперсия долей предприятий на рынке. Индекс Херфиндаля-Хиршмана

Страницы работы

32 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Лекция 12. Анализ конкурентной ситуации и положения предприятия в отрасли

1. Конкурентная ситуация в отрасли и методы ее оценки.

2. Пятифакторная модель анализа конкуренции М.Портера.

3. Построение карты стратегических групп.

4. Факторы успеха в конкуренции.

5. Профиль способностей в отрасли.

6. Анализ действующей стратегии: SWOT-анализ.

7. Анализ цепи издержек предприятия.

8. Оценка конкурентоспособности предприятия.

1

В общем виде конструкция отраслевого и конкурентного анализа должна обеспечить получение ответов на следующие вопросы:

– Какие экономические характеристики имеют главное значение для отрасли?

– Что является движущей силой изменений в отрасли, какое влияние они имеют?

– Какие конкурентные силы действуют в отрасли, насколько они сильны?

– Какие компании занимают сильные/слабые конкурентные позиции?

– Кто будет действовать в дальнейшем в конкуренции сходным образом?

– Какие ключевые факторы определяют конкурентный успех или поражение?

– Насколько привлекательна отрасль в перспективе получения прибыли выше средней?

Реальный размер и перспективы развития отрасли характеризуются таким показателем, как концентрация продавцов на отраслевых рынках реализации продукции, который позволяет сопоставить размеры предприятий с величиной рынка или отрасли.

Для характеристики уровня концентрации могут быть использованы такие показатели, как:

•  отношение объема продаж продукции предприятия к общему объему продаж на отраслевом рынке;

•  доля стоимости активов предприятия в стоимости активов всех предприятий, действующих на рынке или в отрасли;

•  доля персонала предприятия в численности работников, используемых в производстве определенного продукта.

Величина показателей концентрации зависит от выбора метода расчета. В качестве показателей концентрации используются: индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, дисперсия долей фирм на рынке, индекс энтропии и индекс Джини.

1.         Индекс концентрацииизмеряется как сумма рыночных долей предприятий, действующих на рынке:

Gk = SYi ,

где      i =1, 2, ... k;

Yi  -  размер предприятия (например, рыночная доля);

K -  количество предприятий, для которых рассчитывается показатель.

2.         Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI)определяется как сумма квадратов долей всех предприятий, действующих на рынке:

HHIi = SYi 2 , где      i =1, 2, ... n;

HHI = 0 (совершенная конкуренция, большое количество предприятий с малой долей рынка);

HHI = 1 (на рынке находится предприятие, производящее 10% от общего объема выпускаемой продукции предприятий отраслевого рынка).

3. Дисперсия долей предприятий на рынке позволяет разграничить влияние на HHIколичества предприятий и распределение рынка между предприятиями. Дисперсия долей измеряет степень неравенства размеров предприятий, действующих на рынке:

s2 = , где       - средняя доля предприятия на рынке = 1/n;

  п -  количество предприятий на рынке.

Если фирмы на рынке контролируют одинаковую долю рынка, показатель дисперсии равен нулю, и значение HHI обратно пропорционально количеству предприятий на рынке. При неизменном количестве предприятий на рынке, значение индекса повышается при увеличении различий в величине долей рынка предприятий.

Показатель может заменяться показателем дисперсии логарифмов рыночных долей:

Оба показателя имеют одинаковый экономический смысл и отличаются лишь размерностью и значениями. Чем больше неравномерность распределения долей предприятий на рынке

Похожие материалы

Информация о работе