Последовательность работ при регламентации трудовых процедур можно представить в виде следующей схемы:
Рис. 2. Последовательность регламентации трудовых процедур
Регламентация количества и качественного состава необходимых стандартных процедур, а также уровня стандартизации процессов в рамках каждой отдельной процедуры значительно может повысить скорость их выполнения, а, значит, и производительность труда. Поскольку значительная часть процедур зависит от структуры технологических процессов, то в их регламентации большую роль играют методы организации производства.
На основе работ А.Я. Кибанова, сформируем систему показателей оценки качества регламентации процедур:
· доля нормируемых работ в общей их совокупности (%);
· перечень процедур, выделяемых для регламентации;
· длительность цикла выполнения процедуры;
· доля процедур, прошедших полный путь регламентации (см. рис. 2);
· соответствие регламентирующих параметров должностным инструкциям работников.
Регламентация оргструктуры.
Регламентация функций и процедур дает возможность переходить к совершенствованию организационных структур взаимодействия работников в процессе осуществления ими трудовой деятельности. Существует множество теоретических источников, описывающих особенности существующих оргструктур и правила их построения. Поэтому мы опишем только процедуру их регламентации.
Регламентацию оргструктуры следует начинать с построения типовых структур управления объектом (предприятием, отделом, цехом, службой, участком, бригадой и т.п.). Типовая схема сопровождается нормативами:
· численности;
· управляемости;
· обслуживания и т.п.
Качество регламентации оргструктуры можно оценить с помощью следующих показателей:
· количество типовых вариантов оргструктуры (и их зависимость от изменения факторов внешней среды);
· применяемые методы установления нормативных зависимостей при расчете нормативов численности, обслуживания, управляемости и т.п.
Регламентация рабочей силы.
Вслед за регламентацией трудовой деятельности идет регламентация подсистем, взаимодействие которых является ее источником – рабочей силы и средств производства.
К управлению подсистемой, характеризующей трудовой ресурс предприятия, существует множество концептуальных подходов (трудовой потенциал, человеческий капитал и т.п.). На основе избранной методологии управления и формируется алгоритм регламентации рабочей силы. Для любой избранной методической основы едиными остаются такие элементы регламентации, как:
· концепция кадровой политики организации;
· коллективный договор или иное соглашение между работниками, профсоюзом и нанимателем;
· квалификационные справочники;
· положения о системе оплаты труда и премировании работников;
· штатное расписание;
· должностные инструкции;
· перечень аттестационных показателей;
· личная карточка работника, содержащая анкету;
· контракт или договор о приеме на работу;
· типовые графики повышения квалификации работников;
· типовые планы карьерного роста для основных рабочих мест.
Не на каждом отечественном предприятии есть в наличии концепция кадровой политики. А.Я. Кибанов [Кибанов, с.36] определяет ее содержание следующим образом: «Определяет генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание ответственного, высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации».
Регламентация средств производства.
К средствам производства, как известно, относятся средства труда и предметы труда. Средства труда по многим позициям регламентируются на большинстве предприятий. Обычно это:
· паспорта на технику;
· карточки учета, с указанием степени износа, ремонтной сложности и т.п.;
· первоначальная восстановительная и остаточная стоимость оборудования;
· программа модернизации технических средств оснащения управленческого труда;
· план технического перевооружения, реконструкции и ремонта основных средств.
Регламентация предметов труда должна учитывать большую роль этой подсистемы в повышении качества, гибкости и рентабельности производства. Поэтому необходимо иметь типовые процедуры обновления теоретической информации о новых материалах и специальных отраслевых журналов. Кроме того, регламентировать необходимо процедуру поиска наиболее удобного поставщика и процедуру организации тендера на поставку материалов.
Регламентация методов управления трудом.
Поскольку курс «Организация труда» сопровождается постоянно примерами и процедурами регламентации различных методов управления трудовым процессом, то этот элемент регламентации мы подробно рассматривать не будем (курс уже читался).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.