Регламентация управленческого труда: сущность и основные формы. Основные формы регламентации труда, страница 2

Последовательность работ при регламентации трудовых процедур можно представить в виде следующей схемы:

 


Рис. 2. Последовательность регламентации трудовых процедур

Регламентация количества и качественного состава необходимых стандартных процедур, а также уровня стандартизации процессов в рамках каждой отдельной процедуры значительно может повысить скорость их выполнения, а, значит, и производительность труда. Поскольку значительная часть процедур зависит от структуры технологических процессов, то в их регламентации большую роль играют методы организации производства.

На основе работ А.Я. Кибанова, сформируем систему показателей оценки качества регламентации процедур:

·  доля нормируемых работ в общей их совокупности (%);

·  перечень процедур, выделяемых для регламентации;

·  длительность цикла выполнения процедуры;

·  доля процедур, прошедших полный путь регламентации (см. рис. 2);

·  соответствие регламентирующих параметров должностным инструкциям работников.

Регламентация оргструктуры.

Регламентация функций и процедур дает возможность переходить к совершенствованию организационных структур взаимодействия работников в процессе осуществления ими трудовой деятельности. Существует множество теоретических источников, описывающих особенности существующих оргструктур и правила их построения. Поэтому мы опишем только процедуру их регламентации.

Регламентацию оргструктуры следует начинать с построения типовых структур управления объектом (предприятием, отделом, цехом, службой, участком, бригадой и т.п.). Типовая схема сопровождается нормативами:

·  численности;

·  управляемости;

·  обслуживания и т.п.

Качество регламентации оргструктуры можно оценить с помощью следующих показателей:

·  количество типовых вариантов оргструктуры (и их зависимость от изменения факторов внешней среды);

·  применяемые методы установления нормативных зависимостей при расчете нормативов численности, обслуживания, управляемости и т.п.

Регламентация рабочей силы.

Вслед за регламентацией трудовой деятельности идет регламентация подсистем, взаимодействие которых является ее источником – рабочей силы и средств производства.

К управлению подсистемой, характеризующей трудовой ресурс предприятия, существует множество концептуальных подходов (трудовой потенциал, человеческий капитал и т.п.). На основе избранной методологии управления и формируется алгоритм регламентации рабочей силы. Для любой избранной методической основы едиными остаются такие элементы регламентации, как:

·  концепция кадровой политики организации;

·  коллективный договор или иное соглашение между работниками, профсоюзом и нанимателем;

·  квалификационные справочники;

·  положения о системе оплаты труда и премировании работников;

·  штатное расписание;

·  должностные инструкции;

·  перечень аттестационных показателей;

·  личная карточка работника, содержащая анкету;

·  контракт или договор о приеме на работу;

·  типовые графики повышения квалификации работников;

·  типовые планы карьерного роста для основных рабочих мест.

Не на каждом отечественном предприятии есть в наличии концепция кадровой политики. А.Я. Кибанов [Кибанов, с.36] определяет ее содержание следующим образом: «Определяет генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание ответственного, высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации».

Регламентация средств производства.

К средствам производства, как известно, относятся средства труда и предметы труда. Средства труда по многим позициям регламентируются на большинстве предприятий. Обычно это:

·  паспорта на технику;

·  карточки учета, с указанием степени износа, ремонтной сложности и т.п.;

·  первоначальная восстановительная и остаточная стоимость оборудования;

·  программа модернизации технических средств оснащения управленческого труда;

·  план технического перевооружения, реконструкции и ремонта основных средств.

Регламентация предметов труда должна учитывать большую роль этой подсистемы в повышении качества, гибкости и рентабельности производства. Поэтому необходимо иметь типовые процедуры обновления теоретической информации о новых материалах и специальных отраслевых журналов. Кроме того, регламентировать необходимо процедуру поиска наиболее удобного поставщика и процедуру организации тендера на поставку материалов.

Регламентация методов управления трудом.

Поскольку курс «Организация труда» сопровождается постоянно примерами и процедурами регламентации различных методов управления трудовым процессом, то этот элемент регламентации мы подробно рассматривать не будем (курс уже читался).