Освоение методологических проблем психологического анализа социальных процессов. Приобретение навыков работы с группами людей, практическая подготовка к решению профессиональных и жизненных социально-психологических проблем

Страницы работы

Фрагмент текста работы

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

                            Кафедра психологии управления

Б А З О В А Я    П Р О Г Р А М М А

                 по курсу «Социальная психология»

,

Минск, 2004

1.Пояснительная записка

Важную роль при подготовке специалистов для работы с людьми играют социально-психологические знания. Они содействуют развитию   навыков коммуникации и взаимодействия в профессионально значимых ситуациях, формируют потребность в самообразовании. Программа курса рассчитана на 50 часов аудиторных занятий. Проблематика  центрируется вокруг психологии социального познания, изучения проблем формирования картины социального мира, феноменов и механизмов восприятия социальной реальности. Особое место занимают вопросы структуры, содержания и динамики социальных представлений различных групп общества. Тесно примыкают к этой проблематике вопросы политической психологии, этнопсихологические исследования.  Данная дисциплина является одним из основных предметов, закладывающих фундамент научно-гуманистического мировоззрения. В ее содержание входят основные факты, закономерности и механизмы функционирования индивидуальной психики в условиях социального взаимодействия, феномены групповой психики. Данная учебная дисциплина дополняет систему психологических знаний о человеке не только как существе духовном, но и как существе социальном, жизнь которого во многом определяется психологическими закономерностями функционирования больших и малых групп. Особенностью занятий по социальной психологии является нацеленность на конкретные социально-психологические феномены жизни и связанные с ними задачи, решаемые в сферах управления, социологических исследований, повседневной жизни. Лекции содержат базовые положения изучаемой темы, освещают степень разработанности и существующие проблемы, раскрывают способы научного анализа социально-психологических феноменов. Непосредственное освоение тем программы в ходе лекционного курса и семинарских занятий совмещается с самостоятельной работой студентов, включающей дополнительное изучение литературы и подготовку докладов по выбранной теме Студент должен освоить теоретический и практический материал об особенностях процесса коммуникации между отдельными индивидами и группами, механизмах общения, социально-психологических феноменах, проблемах взаимодействия между людьми, группами, обществом и личностью. 

Цели и задачи изучения социальной психологии:

1.  Освоение методологических проблем психологического анализа социальных процессов.

2.  Развитие навыков делового и межличностного общения

3.  Овладение теоретическими закономерностями групповой жизнедеятельности.

4.  Приобретение навыков работы с группами людей, практическая подготовка к решению профессиональных и жизненных социально-психологических  проблем;

5.   Получение представлений о применении социально-психологических методов и теоретических положений для решения практических задач в области политики, экономики, управления.


2. Организационно-методические указания

Требования к обязательному минимуму содержания подготовки  по дисциплине "Социальная психология". Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Приемы и техники управления партнером в процессе общения. Группа как социально-психологический феномен. Виды групп. Формальная и неформальная структура группы. Нормативно-ролевые феномены малой группы. Лидерство. Групповая совместимость. Проблема групповой сплоченности. Проблема эффективности групповой деятельности. Феномены межгруппового взаимодействия. Механизмы развития группы. Эффективные способы управления малой группой. Феномены больших социальных групп. Проблема группового сознания. Социально-психологические аспекты этнопсихологии. Психология массовидных явлений. Личность и общество. Понятие социализации. Содержание процесса социализации. Формирование и изменение социальных установок личности. Проблема прогнозирования социального поведения человека.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала:

·  преемственность с курсами«Основы общей психологии и  педагогики» и взаимодействует с «Психологией управления»;

·  практикоориентированность социально-психологического знания, использование его для решения   конкретных   управленческих задач и жизненно-значимых ситуаций;

·  использование социально-психологического знания для построения программы личностного и профессионального роста, самореализации обучающихся, достижения ими "акме" в профессиональной и управленческой  деятельности.

Текущий контроль качества усвоения знаний осуществляется на лекциях через постановку контрольных и проблемных вопросов, на лабораторных занятиях, в процессе индивидуальных собеседований и консультаций студентов с преподавателями.

Итоговая аттестация - зачет, экзамен, на котором студенты должны дать аргументированный ответ на предложенные вопросы, продемонстрировать умения социально- психологического анализа  управленческих ситуаций и собственных личностных характеристик.


3. Содержание

Раздел I. Методологические основы социальной психологии

          Тема 1. Введение в социальную психологию

Предмет и общая характеристика социальной психологии. Историческая необходимость социальной психологии. От общей психологии к социальной. Особенности предмета. Подход социальной психологии к познанию психических явлений. Межличностные феномены. Структура социально-психологической теории. Место в системе психологических наук. Основные разделы социальной психологии. Социальная психология и социология. Задачи и функции социальной психологии в  разрезе управленческой деятельности. Руководитель как основной потребитель социально-психологической

Похожие материалы

Информация о работе