Поэтому практически ни одна проверка не обходится без направления запросов в банках.
Причем порядок истребования у банков информации и документов может быть разным.
Во-первых, налоговый орган может истребовать информацию и документы у банков в общем порядке, т.е так же, как и у других контрагентов налогоплательщика (согласно ст. 93.1 НК РФ).
Во-вторых, у банка могут быть запрошены выписки по операциям на счетах налогоплательщика. Это специальный порядок, который закреплен в п. 2 ст. 86 НК РФ.
Таким образом, банки оказались в менее выгодном положении, чем другие лица, располагающие информацией о налогоплательщике, поскольку действующим законодательством установлено целых два порядка истребования у банков документов и информации. Поэтому банки неоднократно предпринимали попытки оспорить действия налоговых органов, направляющих им запросы в соответствии со ст. 93.1 НК РФ, указывая на то, что положения данной статьи не должны распространяться на банки, для которых предусмотрен специальный порядок предоставления информации и документов о налогоплательщике, в отношении которого проводятся мероприятия налогового контроля.
Но так как положения ст. 93.1 НК РФ распространяются как на контрагентов налогоплательщика, так и на любое другое лицо, которое располагает какой-либо информацией о налогоплательщике, следовательно, они касаются и банков, которые должны отвечать на направленные им требования (письма ФНС России от 16 апреля 2007 г. № ШТ-13-06/103)
Основанием для направления запросов служит имеющаяся у налогового органа потребность в получении необходимых сведений. Так, проверяющие органы могут запросить документы (информацию) у любых государственных и муниципальных органов, обладающих информацией о проверяемом лице, в том числе у правоохранительных, контролирующих, финансовых, регистрирующих и иных государственных органов.
Чаще всего налоговые органы направляют запросы в органы внутренних дел.
Как отмечалось ранее, налогоплательщику гарантирована защита от чрезмерного налогового контроля со стороны налогового органа, в частности это выражается в следующем: налоговые органы не в праве проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же налоговый период, а также более двух выездных налоговых проверок в течении календарного года в отношении одного налогоплательщика. Но из данного правила есть исключение – повторная налоговая проверка.
В п. 10 ст. 89 НК РФ дано определение повторной выездной налоговой проверки – это разновидность ВНП, проводимой независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. Исходя из этого определения основное отличие повторной ВНП от обычной ВНП состоит в том, что в её ходе налоговый орган заново исследует те же документы, хозяйственные операции налогоплательщика, что рассматривались в ходе обычной проверки.
Повторная выездная налоговая проверка может проводится только в двух случаях:
- в порядке контроля со стороны вышестоящего налогового органа за деятельностью нижестоящего налогового органа;
- в связи с представлением налогоплательщиком уточненной налоговой декларации.
Как видно, оба основания проведения повторной ВНП непосредственно не связаны с поиском правонарушений, допущенных налогоплательщиками, а относятся к проверке данных, уже имеющихся в налоговом органе. В первом случае первостепенной задачей является контроль действий нижестоящего налогового органа по результатам проверки данных налогоплательщика, во втором – исправление ранее полученных и уточненных налоговым органом данных, если налогоплательщик нашел в них ошибку и подал уточненную налоговую декларацию.
Процедура проведения повторной ВНП подчиняется общим правилам, установленным для обычных выездных налоговых проверок.
В ходе повторной проверки могут осуществляться те же мероприятия налогового контроля, что и при первичной ВНП (допрос свидетелей, истребование документов и их выемка и т.п).
Сроки проведения повторной проверки те же, что и обычной проверки, причем проверка может быть продлена или приостановлена.
У организаций, признаваемых крупнейшими налогоплательщиками, также есть свои особенности проверки.
К крупнейшим налогоплательщикам относятся организации, показатели финансово-экономической деятельности которых за отчетный год согласно бухгалтерской и налоговой отчетности соответствуют критериям, разработанным ФНС России (приказ от 16 мая 2007 г. № ММ-3-06/308).
Так, к числу крупнейших причисляются налогоплательщики, суммарный объем начислений федеральных налогов которых согласно данным налоговой отчетности свыше 1млрд. руб., а суммарный объем выручки (дохода) от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг по данным бухгалтерской отчетности или стоимость активов превышает 20 млрд. руб.
Ежегодно ФНС России самостоятельно формирует список организаций – крупнейших налогоплательщиков согласно финансово-экономическим показателям их деятельности (приказ ФНС России от 27 сентября 2007 г. № ММ-3-09/553). Организацию относят к категории крупнейших налогоплательщиков
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.