Роль юридических и лингвистических словарей в повышении интереса у учащихся к правовым дисциплинам

Страницы работы

Содержание работы

«РОЛЬ ЮРИДИЧЕСКИХ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СЛОВАРЕЙ В ПОВЫШЕНИИ ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ К ПРАВОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ»

  Р.К. Нурканова

В современных социально-экономических условиях, в условиях ускоренного технического прогресса, овладение знаниями и профессиональными умениями специалистами, становится непреложным законом жизненной необходимости. Конкурентоспособная экономика требует подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих высоким уровнем компетентности. Сегодня на рынке труда востребованы профессионалы, которые владеют не только объёмом информации, а умеющие творчески, самостоятельно находить, усваивать и пользоваться ею в практической деятельности. Важно не просто подготовить нужных специалистов, а сделать их востребованными и конкурентоспособными. Поэтому для педагогов средне - специальных учебных заведений важно обеспечить качество профессионального образования. Недостаточность профессиональных знаний  и практических навыков, неумение творчески подходить к делу, использовать специальную терминологию в ходе своей профессиональной деятельности приводит к невостребованности выпускников учебных заведений.

Для повышения интереса к правовым дисциплинам, развития способностей студентов, как будущих специалистов, необходимо применять разнообразные методы обучения.

Так, в ходе изучения правовых дисциплин юристами и учащимися других специальностей, я использую юридические и лингвистические словари. Использование словарей в учебном процессе даёт учащимся:

1.  Формируются знания, умения, навыки, т. е учащиеся, учатся применять свои знания.

2.  Происходит подготовка к профессиональной деятельности.

3.  Обсуждение способствует закреплению знаний.

4.  Достигаются комплексные педагогические цели: познавательные, воспитательные, развивающие.

Успешное изучение права невозможно без развития познавательного интереса учащихся к предмету. А это требует ярких фактов и использование активных форм, в том числе использование не только учебников, нормативных правовых актов, а так же юридических и лингвистических словарей. Так как среднее  специальное учебное заведение является связующим звеном: колледжуниверситет; колледжтрудовая деятельностьзаочная форма обучения; колледжтрудовая деятельность, качество приобретенных знаний по юридическим дисциплинам должно быть высоким. Почему? Дело в том, что выпускники  средне - специальных учебных заведений могут в дальнейшей  своей жизни не получить высшего образования и те знания, приобретенные в колледже, останутся реализованными в большей или меньшей степени. И осознанное профессиональное применение юридических терминов, понятий, позволит им качественно исполнять свои функциональные обязанности, работая сотрудниками  канцелярии суда, помощниками  нотариуса или сотрудниками органов внутренних дел.

Познавательная эффективность учащихся в работе с юридическими словарями позволяет углубить знания, усвоить профессиональные функции на личном уровне.

Воспитательная функция проявляется в том, что коллективное обсуждение общих вопросов формирует критичность, уважение к иному мнению, внимание к той информации, которую излагают учащиеся.

При работе с юридическими словарями на различных этапах занятия фактически вся аудитория вовлекается в работу, даже самые ленивые и слабоуспевающие.

Так, например: при изучении спецкурса «Прокурорский надзор», учащиеся знакомятся со специфическими юридическими терминами, касающиеся именно данной сферы надзорной деятельности. Спецкурс предполагает изложение теоретического материала, а чтобы привлечь учащихся к совместной работе, я использую юридические словари. Перед изучением новой темы  дается домашнее задание.  Например: найти в юридическом словаре или толковом словаре русского языка определение слова, понятия, термина  (Великая Хартия вольностей, прокурор, гражданин, принцип, задача, свобода, экстремизм, наркотики, прекурсоры). И при изложении нового материала, я обращаюсь к учащимся за помощью в расшифровке понятия, слова, термина. Учащиеся зачитывают подготовленную информацию и сопоставляют данные. Так как работают с различными словарями, то и информация бывает не одинаковой. А это заставляет учащихся внимательно прислушиваться к изложению подготовленного материала сокурсниками, находить единство и противоречия. Разнообразие позволяет расширить профессиональный и общий кругозор учащихся. Работа со словарями даёт возможность научиться работать самостоятельно каждому учащемуся, уметь «читать» словарь и анализировать собранный материал. Самостоятельная или парная работа со словарями в библиотеке повышает интерес к изучаемому материалу, дисциплине, заставляет «проснуться» духу соперничества (кто больше, а самое главное - интересную информацию «добудет» -  тот и будет на занятиях в центре внимания у учащихся и преподавателя).

Так, например: при изучении дисциплины «Основы права» у учащихся специальности СЭГН (Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ) познают элементарные юридические нормы, а для этого нужно понимать лексическое  значение  слова, т.е. смысловую нагрузку несущее определенное слово. Для  учащихся даётся домашнее  задание: «Что означают слова: мораль, совесть, добродетель, порок, стыд, нравственность?» и как вы понимаете слова древнеримского философа Сенеки: «Стыд запрещает порою то, чего не запрещают законы». И утверждение древнеримского оратора Цицерона: «Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели». Что несёт в себе высказывание французского писателя В. Гюго: «Высокий суд –  суд совести». Это задание  заставляет  основательно поработать  с учебниками и со  словарями, даже со словарями по философии.

А также при изучении правоведами дисциплин: нотариат, судебное делопроизводство в тетрадях для семинарских занятий мы отводим несколько страниц для глоссария. Глоссарий - собрание глосс — непонятных слов или выражений — с толкованием (толковый глоссарий) или переводом на другой язык (переводной глоссарий). Данный глоссарий является оценочным  итоговым материалом для учащихся, как после изучения определенной темы, так и после изучения определенной дисциплины.

Из изложенного выше можно сделать вывод: работа с юридическими и лингвистическими словарями позволяет пробудить интерес к правовым дисциплинам, развивать любознательность, стремление к пополнению знаний, расширить общий кругозор. Словари помогают понять юридические термины и лексическое значение слов, грамотно писать слова. А это  важно для будущих сотрудников правоохранительных органов при оформлении протоколов, повесток и других документов, помогают формированию и расширению общего словарного запаса и специальных слов, применяемых в юридической практике.

Использование словарей в качестве справочника и учебного материала дает преподавателям возможность применять их как на различных уроках (лекциях, практических занятиях), так и на различных этапах урока.

А самое главное – выработать у учащихся потребность обращаться в работе к юридическим и лингвистическим словарям, научить самостоятельно, добывать знания, умело и уместно профессионально  использовать юридические термины и слова в своей речи во время обучения, так и в своей дальнейшей профессиональной деятельности.

Похожие материалы

Информация о работе