Выбрать в толще кожи наиболее удачный срез корня волоса (I) и разобрать его строение. При большом увеличении рассмотреть в нем относительно светлое мозговое вещество (1)1 пигментированное и более толстое корковое вещество (2) и бесцветную, кутикулу (З). В окружающем корень волосяном мешке - фолликуле, найти оксифильно окрашенное внутреннее эпителиальное корневое влагалище (5). Наружное эпителиальное корневое влагалище (б) определяется по базофильной окраске. Оно образовано клетками росткового слоя эпидермиса. Корень волоса заканчивается расширением -волосяной луковицей (7) - с ней сливаются оба эпителиальных влагалища. Снаружи находится соединительно-тканная волосяная сумка (б), производным которой является волосяной сосочек (9), который вдается снизу в волосяную луковицу. При рассмотрении волосяной луковицы отметать в ней зону ростковых клеток (с митозами) и зону ороговевающих клеток. Обратить внимание на обилие пигмента меланина. В верхней половине корня волоса найти светлые гроздьевидной формы сальные железы (10), к которым снизу прилегает мышца, поднимающая волос (11). Мышца залегает в косом направлении и состоит из гладких миоцитов.
Стержень волоса (II) находится над поверхностью кожи и состоит из коркового вещества (12) и кутикулы(1З), однако он сохраняется не на всех препаратах. В месте перехода корня волоса в стержень отметить небольшое углубление эпидермиса кожи -волосяную воронку (14).
Зарисовать участок кожи и сальные железы. Так как в препарате корень волоса редко встречается на всем протяжении, то при зарисовке допустима реконструкция из нескольких сечений на разном уровне. Обозначить детали.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПРЕПАРАТЫ:
4.3. Эпидермис (указать зернистый и блестящий слои).
4.4. Корень волоса (указать внутреннее корневое влагалище).
4.5. Сальные железы и мышца, поднимающая волос.
4.6. Нервные окончания в волосяной сумке (импрегнация серебром).
4.7. Поперечный срез корня волоса.
5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
5.1. Каковы источники развития эпидермиса и дермы?
5.2.Чем отличается “толстая” кожа от “тонкой”?
5.3. Клетки каких слоев являются источником регенерации эпидермиса?
5.4.Какая структура корня волоса является источником роста и пигментации волоса?
5.5. Объясните механизм отторжения рогового слоя эпидермиса,
5.6. Какими структурами обусловлен рисунок кожи на подушечках пальца?
5.7. Как изменяется цвет кожи и ее толщина под действием ультрафиолетовых лучей?
5.8. Какие клетки вырабатывают кожный пигмент?
5.9. Как изменяется строение эпидермиса при длительном механическом воздействии?
5.10.Какие изменения наблюдаются в стержне волоса при возрастном поседении? Можно ли поседеть в один день?
ТЕМА: ДИАГНОСТИКА
ГИСТОЛОГИЧЕСКИХ П РЕ ПАРАТОВ
И ЭЛЕКТРОНОГРАММ
ПО ЧАСТНОЙ ГИСТОЛОГИИ
I. ВВЕДЕНИЕ
Целью данного занятия является закрепление знаний и навыков, приобретенных студентами при изучении частной гистологии. Для подготовки к диагностикуму используются гистологические препараты кафедры, собственный альбом студента, атлас по гистологии и эмбриологии (ант. И.В. Алмазов, Л.С.Сутулов). Кроме чисто практического знания гистопрепаратов, следует повторить базисный теоретический материал: характеристики, классификации, источники развития и гистофизиологию органов и их компонентов. Особое внимание обратить на процессы кроветворения, форменные элементы крови, их количественную характеристику (гемограмму, лейкоцитарную формулу).
Для повторения практического материала на достаточном уровне необходимо 3-4 часа работы на кафедре (в вечернее время).
Результаты самоподготовки студентов будут оцениваться преподавателем. При получении неудовлетворительной оценки самоподготовка повторяется.
2.ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И НАВЫКАМВ
результате самоподготовки студент должен уметь:
2.1.Самостоятельно и свободно пользоваться микроскопом.
2.2. Правильно ориентировать гистопрепарат, выбирать нужные гистологические структуры и устанавливать их на стрелку - указку.
2.3. Диагностировать гистопрепарат. Обосновать диагноз показом характерных деталей.
2.4.Находить, определять и правильно называть терминологически)
(структуры препарата: клетки, ткани, слои и их направленность, оболочки, пространства, внутриорганные сосуды, нервные образования.
2.5. Находить и обозначать детали строения субмикроскопических структур на электронограммах. Студент должен знать:
2.6. Содержание и отличие понятий “оболочка”, “слой”, “строма”, “паренхима”
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.