Экономика и прогнозированиепромышленного природопользования. Экономический механизм охраны окружающей среды. Платность природопользования и платежи за загрязнение окружающей сред

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Объектами налогообложения водным налогом в данном случае является использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии. Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экологическим районам.

Плата за негативное воздействие на окружающую природную среду определяется на основе экологического законодательства, направляется в бюджет и перераспределяется между бюджетами различного уровня на основе бюджетного законодательства.

В соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую природную среду является платным. Плата устанавливается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, в том числе подземные и на водосборные площади, размещение отходов производства и потребления, загрязнение недр и почв, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий (ст. 16).

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен постановлением Правительства РФ «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и других виды вредного воздействия от 28.09.1992г. (с изменениями, внесенными в связи с решением Верховного Суда РФ от 12.02.2003г). Действуют также ведомственный акт «Инструктивно – методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» (утв. Минприроды РФ от 26.01.1993г. (в ред. от 15.02.2000г.)), которые конкретизируют этот порядок.

Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003г. «О нормативных платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» установлены базовые ставки платежей за загрязнение окружающей среды и размещение отходов, а также утверждены коэффициенты индексации экологической ситуации и экологической значимости регионом и бассейном водных объектов. Законодательством субъектов РФ утверждаются коэффициенты индексации экологической ситуации и экологической значимости.

Однако существующий механизм определения платы за загрязнение окружающей среды разработан только применительно к выбросам, сбросам загрязняющих веществ и размещению отходов производства и потребления.

На сегодняшний день отсутствует возможность определять (а значит и взимать) платежи за загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными и другими физическими воздействиями. Не решен законодательно вопрос и об иных видах негативного воздействия и платежах за него.

Таким образом, если отсутствует загрязнение окружающей природной среды, то применить механизмы возмещения вреда от правомерной деятельности невозможно.

Следует также отметить, что в соответствии с ранее действовавшим законодательством (закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» 1991 г .) плата за загрязнение окружающей природной среды направлялась и аккумулировалась во внебюджетных экологических фондах (ст. 20 Закона). Экологические фонды создавались как дополнительный источник к бюджетному финансированию. Основной задачей экологических фондов было аккумулирование платежей за загрязнение окружающей природной среды (и других установленных законом) с целью дальнейшего их расходования в строгом соответствии с целевым назначением (на мероприятия по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности населения). Однако с принятием Бюджетного кодекса РФ система внебюджетных экологических фондов была ликвидирована. В настоящее время платежи за загрязнение окружающей среды поступают в бюджет, распределение их между бюджетами различного уровня и порядок расходования определяется в соответствии с бюджетным законодательством.

Возможность создания целевых бюджетных экологических фондов на местном и региональном уровне практически не реализуется в виду дефицитности этих бюджетов.

Таким образом, возможность компенсировать правомерный вред от негативного воздействия на окружающую природную среду, на сегодняшний день отсутствует из-за несовершенства в первую очередь экологического законодательства федерального уровня.

Теоретически возможно взыскание вреда, причиненного правомерными действиями, и в порядке гражданского судопроизводства. В части 4 статьи 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» сказано, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от возмещения вреда окружающей среде. Смысл этой формулировки заключается в том, что если загрязнение, сброс, выброс в пределах допустимых нормативов, причиняют вред окружающей среде, то такой вред также подлежит возмещению.

То есть нормы законодательства об охране окружающей среды и гражданского законодательства предусматривают возможность взыскания компенсации за вред, причиненный окружающей среде правомерными действиями.

Однако механизм реализации названных норм ГК РФ и ФЗ «Об охране окружающей среды» в настоящее время не разработан. Исчислить размер вреда окружающей среде, причиненного в результате загрязнения в пределах нормативов допустимого воздействия, в настоящее время невозможно из-за отсутствия адекватных методик расчета. Кроме того, органам местного самоуправления право обращения

Похожие материалы

Информация о работе