Если, например, отдел или лаборатория использует производственные мощности, «принадлежащие» общеинститутскому руководителю, который не подчинен главе отдела или лаборатории, то последний может не иметь необходимого влияния на осуществление изменений в производственном процессе. Глава функционального подразделения, такой как главбух, или зам по кадрам, или зам по экономике, обычно не в состоянии играть роль лидера системы качества, если только реинжениринговые мероприятия не находятся целиком в рамках соответствующей функциональной сферы.
Лидерство — это вопрос не только должности, но и характера человека. Честолюбие, неугомонность и интеллектуальное любопытство — отличительные черты лидера системы качества. У хранителя статус-кво никогда не может быть той страсти и того энтузиазма, которых требует система качества.
Лидер, кроме того, должен быть действительно лидером. Мы определяем лидера не как кого-то, кто заставляет других людей делать то, что он хочет, а как кого-то, кто заставляет их желать того же, что и он сам. Лидер не принуждает людей к изменениям, которым они сопротивляются. Лидер формулирует концепцию новой организации работы и убеждает людей в том, что они хотят стать ее частью, а они добровольно, даже с энтузиазмом, принимают те неудобства, которые сопровождают воплощение замысла в жизнь.
Моисей был концептуальным лидером. Он убедил Детей Израиля в том, что они должны идти вперед в направлении страны молока и меда, тогда как все, что они видели вокруг себя, был песок. Один человек был бы не в силах заставить целый народ отправиться в пустыню; он должен был внушить им свое видение будущего. Он также подавал и личный пример. Когда Дети Израиля достигли Красного моря, Моисей сказал: «Вот мой план. Мы войдем в море. Господь заставит его воды расступиться, и мы пройдем по сухому дну». Его последователи взглянули на Красное море и сказали ему:
«Ты иди первым». Он пошел, и они последовали за ним. Быть готовым идти впереди, когда рискуешь, само по себе есть элемент лидерства. (Эта история также доказывает важность того, чтобы ваш начальник был на вашей стороне, как это, разумеется, имело место в случае с Моисеем.)
Лидер системы качества может проявлять свое лидерство через сигналы, символы и системы.
Сигналы — это явные сообщения о грядущем внедрении Системы качества ПРЕДПРИЯТИЯ, которые лидер посылает организации: что система качества означает, почему и как мы проводим её создание и внедрение и чего она потребует от нас. Добившиеся успеха лидеры систем качества извлекли определенный урок: что именно они всегда недооценивали, в какие интенсивные коммуникации они должны вступать. Произнести речь или две (или десять) не означает, что информация достигла адресатов. Система качества — это сложная для усвоения людьми концепция, так как она идет вразрез со всем, что они делали в ходе своей карьеры прежде. Во многих случаях сотрудники также не видят (или отказываются видеть) необходимость в реинжениринге сложившихся процессов деятельности института. Только тот, кто всерьез, возможно до фанатизма, привержен системе качества, может посылать верные сигналы другим. Фанатик - человек, который не может менять свое мнение и не хочет менять тему обсуждения. Согласно этому определению, фанатизм необходим для лидера системы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.