В двигателе с параллельным возбуждением (рис. б) обмотка якоря и обмотка возбуждения соединены параллельно и включены в сеть постоянного тока. В схеме двигателя имеется регулировочный реостат Rр в цепи обмотки возбуждения. В течении всего пуска он должен быть выведен, так как в этом случае пуск будет проходить при наибольшем токе, а следовательно наибольшем магнитном потоке и при максимально возможном вращающем моменте. В этом двигателе Iсети = Iя + Iв ;
Uc = Uв ; rв - большая величина. При работе данный тип двигателя обеспечивает относительно постоянную скорость вращения
Двигатель постоянного тока с последовательным возбуждением (рис.в) имеет обмотку возбуждения подключенную последовательно с обмоткой якоря, следовательно, Iсети = Iв = IЯ. Вследствие того, что через обмотку возбуждения двигателя, последовательно соединенную с обмоткой якоря, проходит весь его ток, одновременно с увеличением нагрузки двигателя резко возрастает величина магнитного потока его полюсов (магнитный поток пропорционален току возбуждения), а вращающий момент пропорционален току якоря и магнитному потоку. Следовательно, Мвр определяется двумя токами Iz и Iв или Iя2. Развиваемый момент на валу машины пропорционален квадрату тока (очень большой) и большая перегрузочная способность. Вместе с тем, с уменьшением нагрузки на валу двигателя частота вращения двигателя быстро возрастает и при малых нагрузках он приобретает скорость, опасную для его целостности. Вхолостую (без нагрузки) сериесные двигатели вообще нельзя включать – они идут в «разнос». Это является отрицательны свойством.
Двигатели со смешанным соединением имеют две обмотки возбуждения (рис.г). Обычно применяются согласное включение параллельной и последовательной обмоток возбуждения. В этом случае магнитные потоки складываются, результирующий поток возрастает. Двигатели со смешанным возбуждением сочетают в себе достоинства двигателей с параллельным и последовательным возбуждением: с одной стороны, они могут развивать повышенный вращающий момент без значительных перегрузок по току, с другой стороны, они не боятся уменьшения нагрузки до нуля, так как наличие параллельной обмотки предохраняет двигатель от разноса.
Тестовые вопросы самопроверки
1. Для чего в цепи возбуждения двигателя постоянного тока параллельного возбуждения включают пусковой реостат?
1. Для увеличения пускового момента
2. * Для уменьшения пускового тока и увеличения пускового момента
3. Для уменьшения пускового тока
2. Какое из указанных преимуществ двигателей постоянного тока с последовательным возбуждением (по сравнению с двигателями параллельного возбуждения), обеспечивающих использование их главным образом для электрифицированного транспорта (электровозов, трамваев и т.д.), не соответствует действительности?
1. Небольшой бросок тока при резком увеличении нагрузки
2. Высокая перегрузочная способность при умеренном увеличении потребляемого тока
3. * Более или менее постоянная скорость вращения
3. Как на практике регулируются ЭДС и напряжение генераторов постоянного тока?
1. Изменением магнитного потока генератора
2. * Изменением скорости вращения якоря
3. Изменением нагрузки генератора
4. Чему равен ток якоря двигателя постоянного тока при установившейся скорости вращения?
1. * Iя=(U-E)/Rя
2. Iя=U/Rя
3. Iя=(U+E)/Rя
5. Как изменится вращающий момент двигателя последовательного возбуждения, если его ток увеличится в три раза?
1. Увеличится в три раза
2. * Увеличится в девять раз
3. Уменьшится в три раза
6. Какое основное назначение коллектора в генераторе постоянного тока?
1. Крепление обмотки якоря
2. Электрическое соединение вращающейся обмотки якоря с неподвижными клеммами генератора
3. * Выпрямление переменного тока.
Литература
3. Шихин А.Я., Белоусова Н.Н., Пухляков Ю.Х. и др. «Электротехника» – М. , 1989.
4. ДаниловИ.А. , Иванов П.М. «Общая электротехника с основами электроники» - М., 1989
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.