Ремонт роторов
Выемка ротора из корпуса цилиндра производится после ряда работ, связанных с разборкой, и контролем технического состояния узлов цилиндра, в том числе и ротора. До выемки ротора выполняются проверки: биения переднего конца РВД, «коленчатости» соединения роторов, центровки роторов по полумуфтам, зазоров проточной части и уплотнений.
Результаты перечисленных проверок при сравнении их с данными предыдущего ремонта позволяют выявить изменения, происшедшие в элементах ротора цилиндра.
Выемка ротора из корпуса цилиндра осуществляется с помощью специальных подъемных приспособлений, поставляемых заводом-изготовителем в комплекте с турбиной. При этом полумуфты соседних роторов должны быть раздвинуты, а ротор установлен в среднее положение в упорном подшипнике. Перед подъемом проверяется горизонтальность строповки ротора. О горизонтальности положения ротора судят по одновременности: отрыва его шеек от вкладышей при натяжении краном тросов приспособления. После незначительного перемещения ротора вверх его горизонтальность проверяется по уровню, установленному на одну из шеек вала. Подъем ротора с перекосом не допускается и устраняется перемещением якорей регулирующими гайками. При подъеме ротора необходимо следить, чтобы не было задеваний в лопаточном аппарате, муфтах и перекосов в горизонтальной плоскости. Отсутствие задеваний проверяется небольшим покачиванием ротора в направлении, перпендикулярном его оси.
Вынутый ротор укладывается на специальные стойки (козлы), изготовленные в соответствии с габаритными размерами ротора. Ротор на стойках должен быть в горизонтальном положении (проверяется уровнем).
Контроль технического состояния ротора включает в себя комплекс проверочных операций разного назначения. После укладки ротора на специальные стойки все детали ротора очищаются и промываются от солей, а затем продуваются сжатым воздухом.
Большое значение имеет водно-химический режим работы электростанции, от которого зависит занос ротора солями. Если пар, на котором работала турбина, был недостаточно чист и имел в своем составе соли, то ротор и его лопатки покрыты отложениями солей, поэтому сначала ротор подвергают тщательной чистке. Чтобы облегчить очистку и ускорить ее, ротор предварительно промывают горячим конденсатом, потом с дисков и втулок уплотнений отложения солей удаляют мелкой наждачной шкуркой, а лопатки очищают специальными крючками. После механической чистки ротор промывают горячим конденсатом вторично.
Детали ротора подвергаются стилоскопическому контролю и дефектоскопии, а также визуальному осмотру. При осмотре ротора проверяется надежность крепления его деталей. Шейки ротора осматриваются с целью выявления повреждений в виде царапин, рисок, задиров, коррозии. Проверяются также диаметр и эллипсность шеек ротора. Значения эллипсности и конусности шеек не должны превышать 0,02 мм. Превышение указанного значения приведет к нарушению работы подшипников. Возникновение эллипсности и конусности является следствием неравномерности их износа. Эти дефекты шеек лучше всего устраняются их проточкой на токарном станке.
Проверка биения и прогиба ротора обычно выполняется в корпусе цилиндра, когда ротор лежит в собственных подшипниках. При проверке биения и прогиба ротора необходимо убедиться в отсутствии эллипсности и конусности его шеек, задеваний ротора за уплотнения и осевого смещения ротора, а также в достаточной плотности посадки вкладышей в расточках подшипников.
Ограничения осевого смещения ротора добиваются с помощью медных пластин, закрепленных на фланцах корпусов подшипников и упертых в галтели вала. Места замера и допустимые значения биения ротора указываются в формулярах завода-изготовителя. При отсутствии таких указаний для замеров выбираются сохранившиеся
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.