4. Пути повышения эффективности экспортно-импортных операций
На отраслевом уровне эффективность внешнеторговых сделок и внешнеторговой деятельности Новогрудского райпо определяется целым рядом факторов, в том числе и организационно-управленческих. Сегодня в системе потребительской кооперации назрела необходимость пересмотреть систему управления внешнеэкономической деятельностью, что обусловлено:
¨ во-первых, расширением внешнеторговой деятельности и усложнением внешнеэкономических отношений;
¨ во-вторых, изменением законодательно-правовой базы внешне-экономической деятельности.
Анализ существующей системы управления внешнеэкономической деятельностью потребительской кооперации выявил следующие проблемные моменты:
Ø не разработана пока единая комплексная программа развития внешнеэкономической деятельности. Принимаемые ежегодные программы по выполнению прогнозных показателей внешнеэкономической деятельности фактически касаются только внешней торговли и не содержат конкретных направлений и путей реализации установленных плановых заданий. К тому же планирование осуществляется только по отдельным товарным группам (преимущественно по заготовительной отрасли). В то же время никак не планируется и не прогнозируется развитие других направлений внешнеэкономической деятельности: совместная деятельность с иностранным партнером с образованием юридического лица и без его образования, реализация международных образовательных программ, туризм и другие;
Ø координация внешнеторговой деятельности до последнего времени была возложена на фирму, которая сама осуществляет внешнеторговые операции, зачастую с теми же товарами, что и подконтрольные ей предприятия и потребительские общества. Возникла ситуация, когда Белкоопвнешторгу было поручено контролировать деятельность своих же конкурентов;
Ø на многих предприятиях и в организациях отсутствуют специалисты, владеющие знаниями и опытом работы с внешнеторговыми партнерами.
Одним из приоритетов экономического развития Новогрудского райпо является усиление роли экспорта в хозяйственной деятельности предприятия, поскольку это способствует получению валютных ресурсов для получения критического импорта, что на внутреннем рынке сделать достаточно сложно; также наличие экспортных ресурсов позволяет наращивать объемы экспорта.
Поэтому, чтобы добиться соответствующих результатов по внешнеэкономической деятельности, необходимо провести комплекс организационных мер, которые способствовали бы постепенному наращиванию объемов заготовки сельскохозяйственной и дикорастущей продукции, подработке ее, фасовке и дальнейшей поставки на экспорт.
Новогрудский район является одним из ресурсных районов республики по производству мяса. Учитывая, что данная продукция считается экспортно-ориентированной и пока еще пользуется на внешнем рынке устойчивым спросом, несмотря на высокую конкуренцию со стороны партнеров ряда стран Западной Европы, Балтии и стран СНГ.
Для достижения всех поставленных целей предлагается создание мобильной службы, занимающейся внешнеэкономическими операциями. В помощь заместителю председателя правления по заготовительной и внешнеэкономической деятельности определить двух специалистов и юриста райпо, которым поручить в обязанности исследование рынков сбыта, оформление различного рода внешнеторговых документов (подготовка контрактов, таможенных и статистических деклараций, сертификатов, товаро-распорядительных накладных, составление расчетов эффективности и обоснованности торговых сделок и др.)
В целях повышения в Новогрудском райпо экспортного потенциала должна разрабатываться для наращивания экспорта каждые пять лет Программа развития экспорта, в которой будут определяться прогнозные показатели внешнеэкономической деятельности по объемам и структуре экспортных поставок основных видов собственной продукции.
Показатели в этой области с учетом достигнутых следует корректировать в сторону увеличения или уменьшения исходя из сложившейся ситуации, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. За выполнением заданий должен быть установлен контроль со стороны правления райпо.
Особое место в работе по внешнеэкономической деятельности следует отвести изучению и исследованию зарубежных рынков сбыта и заключению контрактов (соглашений) под определенные объемы поставок. С этой целью необходимо тщательно прорабатывать рынки по уже имеющимся и новым реквизитам, помещенным в коммерческих каталогах; производить почтовую и факсимильную рассылку писем с предложениями и прайс-листами потенциальным и предполагаемым покупателям. Не забывать о таком способе торговли как Интернет, где можно найти интересующую нас информацию и разместить свои предложения.
При этом постоянно изучать спрос населения на товары путем подворного обхода, организовывать торговлю по предварительным заказам.
Для проработки вопросов, касающихся поставок продукции, необходимо осуществлять выезды в различные регионы других стран, приглашать партнеров к себе для урегулирования спорных вопросов и подписания контрактов на месте. В поиске потенциальных партнеров помогает участие в ярмарках, выставках-продажах.
Немаловажным моментом в насыщении потребительского рынка района играет организация импортных поставок. Поэтому, одним из основных критериев внешнеэкономической деятельности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.