Вариант дизельной (газомоторной) малой ТЭЦ приведен на рис. 2.3, на котором показано, что в установке утилизируется тепло масла, воды, охлаждающей двигатель, и выхлопных газов. В том случае, когда тепла, утилизируемого при работе дизельной установки, оказывается недостаточно, для покрытия тепловой нагрузки включается в работу пиковый котел.
Рис. 2.3. Вариант дизельной (газомоторной) малой ТЭЦ:
1 - дизель-генератор; 2 - теплообменник масляного нагревателя; 3 - теплообменник водяной рубашки; 4 - теплообменник контура охлаждения выхлопных газов; 5 - котел-утилизатор тепла выхлопных газов; 6 - перепускной клапан; 7 - пиковый водогрейный котел; 8 - подача топлива в пиковый котел; 9 - сетевой подогреватель.
Достоинством дизельных установок, как и газомоторных с искровым зажиганием, является высокий коэффициент полезного действия по выработке электроэнергии, практически независящий от единичной мощности двигателя. Такие установки малочувствительны к изменению нагрузки. По этой причине они повсеместно применяются в наземном и речном транспорте, где величина нагрузки может изменяться от работы на холостом ходу до использования максимальной мощности.
Возможности утилизации тепла в таких установках резко уменьшаются при снижении электрической нагрузки, так как при этом существенно понижается и температура выхлопных газов. Если при полной нагрузке температура выхлопных газов составляет 400-480°С, то при нагрузке двигателя в размере 50% от номинальной мощности, она снижается до 175-200°С. Это обуславливает необходимость установки пикового котла, либо оснащения котла-утилизатора огневой топкой. Для обеспечения надежной работы двигателя температура в первичном контуре системы водяного охлаждения поддерживается на уровне 90-95°С.
Отношение выработки электроэнергии к выработке тепла в рассматриваемых когенерационных установках находится обычно в диапазоне 1:1,2.
В таблице 2.1 приведены сведения о дизельных и газопоршневых установках отечественного производства.
Таблица 2.1
Изготовитель |
Тип поршневой машины |
Мощность, кВт |
КПД, % |
НПО «Сатурн» (ОАО), г. Рыбинск |
Дизельный электроагрегат АД -30 с дизелем 4411/13(Д65) |
45 |
32 |
Автодизель (ОАО), г. Ярославль |
Дизельный электроагрегат АД -60 с дизелем 6413/14 (ЯМЗ-236) |
90 |
34 |
Автодизель (ОАО), г. Ярославль |
Дизельный электроагрегат АД-100 с дизелем 6413/14 (ЯМЗ-238) |
145 |
34 |
Газотурбинный завод (ОАО), г. Екатеринбург |
Газо-поршневой электроагрегат ЭГД -200 с газовым двигателем 12415/18 (В2-ГД) |
290 |
36 |
Волжский дизель (ОАО), г. Балаково |
Дизельный электроагрегат ДГ-100 с дизелем 4ЧН21/21 (156Д) |
440 |
37 |
Газотурбинный завод (ОАО), г. Екатеринбург |
Дизельный электроагрегат ЭД -500 с дизелем 6ЧН21/21 (6ДМ-21АМ) |
630 |
37 |
Газотурбинный завод (ОАО), г. Екатеринбург |
Дизельный электроагрегат ЭД -630 с дизелем 6ЧН21/21 (6ДМ-21АМ) |
825 |
37 |
РУМО (ОАО), г. Нижний Новгород |
Газо-поршневой электроагрегат ДГ-98 с газовым двигателем 6ЧН36/45 (n=375 об/мин) |
800 |
34 |
РУМО (ОАО), г. Нижний Новгород |
Газо-поршневой агрегат ДГ-98 с газовым двигателем 6ЧН36/45 (n = 500 об/мин) |
1000 |
32,5 |
На рис. 2.4. приведен вариант газотурбинной ТЭЦ по сбросной схеме.
Основные особенности схемы:
• обеспечение автономной работы газотурбинной установки и водогрейного котла;
• охлаждение уходящих газов от газовой турбины до температуры, допустимой для устойчивой работы горелок;
• сбрасывание избыточного расхода газов сверх необходимого для горения в газовый тракт котла за топкой;
• осуществление подвода дополнительного воздуха в топку в случае недостаточного расхода
газов после газовой турбины.
При отношении тепловой к электрической нагрузке более 6-15 Гкал/ч·МВт создание газотурбинных ТЭЦ по сбросной схеме возможно на базе широкого спектра серийного газотурбинного и котельного оборудования при минимальном объеме модернизации.
По сравнению с поршневыми (дизельными и газомоторными ТЭЦ) газотурбинные ТЭЦ, выполненные по классической схеме (газовая турбина - котел утилизатор), имеют значительно меньшие удельную массу и габариты (кг/кВт и м/кВт); кроме того, их отличает высокая маневренность. Именно поэтому газотурбинные установки заменили поршневые двигатели в авиации, и это позволило поднять самолетостроение на качественно новый уровень. Вместе с тем они обладают меньшей экономичностью (КПД по выработке электроэнергии) при малой установленной мощности, которая, кроме того, заметно снижается с уменьшением тепловой нагрузки.
Доля электрической нагрузки по отношению к тепловой в газотурбинных ТЭЦ составляет
1:(2-3).
В 90-х годах ряд российских заводов, главным образом авиационного моторостроения, освоили производство различных типов газовых турбин для стационарной энергетики (табл. 2.2).
Рис. 2.4. Вариант схемы газотурбинной ТЭЦ:
1 - газовая турбина; 2 - компрессор; 3 - камера сгорания: 4 - электрогенератор; 5 - газ высокого давления, 20-24 ата; 6 - сброс отработанных газов; 7 - экономайзер; 8 - водогрейный котел; 9 - вентилятор; 10 - дымосос;11 - насос рециркуляции; 12 - сетевой насос; 13 - сетевой теплообменник.
Таблица 2.2. Газовые турбины для гражданской энергетики.
Изготовитель |
Тип ГТУ |
Мощность, кВт |
КПД, % |
АО «Авиадвигатель», Пермь |
ГТУ-2,5П |
2620 |
27,0 |
АО «Авиадвигатель», Пермь |
ГТУ-4П |
4170 |
24,8 |
АО «Авиадвигатель», Пермь |
ГТУ-6П |
6000 |
26,0 |
АО «Авиадвигатель», Пермь |
ГТУ-12П |
12000 |
32,8 |
АО «Авиадвигатель», Пермь |
ГТУ-16П |
16000 |
34,8 |
АО «Авиадвигатель», Пермь |
ГТУ-25П |
24800 |
38,0 |
ГНПП «Мотор», Уфа |
ГТЭ-10/95Г |
10000 |
28,0 |
Завод им В.Я. Климова, Санкт-Петербург |
ТВ-7-117 |
1250 |
24,8 |
ОАО «Невский завод», Санкт-Петербург |
НК-38-СТ |
16000 |
36,5 |
ОАО «Невский завод», Санкт-Петербург |
ГТЭР-12 |
12000 |
- |
НПП «Машпроект», Украина |
ГГД-2500 |
2850 |
28,5 |
НПП «Машпроект», Украина |
ГТД-6001 |
6700 |
31,5 |
НПП «Машпроект», Украина |
ГТД-15000 |
17700 |
35,0 |
НПП «Машпроект», Украина |
ГТД-25000 |
27500 |
36,0 |
ОАО «ТМЗ», Екатеринбург |
ГТЭ-16 |
18100 |
28,0 |
ОАО «ТМЗ», Екатеринбург |
ГТЭ-25У |
29700 |
30,6 |
ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», Самара |
НК-14Э |
10000 |
32,0 |
ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», Самара |
НК-16СТ |
16000 |
29,0 |
ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», Самара |
НК-36СТ |
25000 |
34,5 |
ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», Самара |
НК-38СТ |
16000 |
36,5 |
ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», Самара |
НК-37 |
25000 |
36,4 |
ОАО «НПО "Сатурн"», Рыбинск |
ГТД ДО49Р |
2500 |
28,5 |
ОАО «НПО "Сатурн"», Рыбинск |
ГТД-6 |
6000 |
24,5 |
ОАО «НПО "Сатурн"», Рыбинск |
ГТД-8 |
8000 |
25,0 |
ОАО «НПО "Сатурн"», Рыбинск |
ГТД-110 |
110000 |
36,0 |
НТЦ им. А. Люльки ОАО «НПО "Сатурн"»,М. |
АЛ-31СТЭ |
16800 |
37,0 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.