Автономное теплоэлектроснабжение зданий предприятий малого и среднего бизнеса, гостиниц, бизнес-центров, заводских корпусов, жилых домов, страница 2

Вариант дизельной (газомоторной) малой ТЭЦ при­веден на рис. 2.3, на котором показано, что в установке утилизируется тепло масла, воды, охлаждаю­щей двигатель, и выхлопных газов. В том случае, когда тепла, утилизируемого при работе дизельной установки, оказывается недостаточно, для покры­тия тепловой нагрузки включается в работу пико­вый котел.

Рис. 2.3. Вариант дизельной (газомоторной) малой ТЭЦ:

1 - дизель-генератор; 2 - теплообменник масляного нагревателя; 3 - теплообменник водяной рубашки; 4 - теплообменник контура охлаждения выхлопных газов; 5 - котел-утилизатор тепла выхлопных газов; 6 - перепускной клапан; 7 - пиковый водогрейный котел; 8 - подача топлива в пиковый котел; 9 - сетевой подогреватель.

Достоинством дизельных установок, как и га­зомоторных с искровым зажиганием, является вы­сокий коэффициент полезного действия по выра­ботке электроэнергии, практически независящий от единичной мощности двигателя. Такие установ­ки малочувствительны к изменению нагрузки. По этой причине они повсеместно применяются в на­земном и речном транспорте, где величина нагруз­ки может изменяться от работы на холостом ходу до использования максимальной мощности.

Возможности утилизации тепла в таких уста­новках резко уменьшаются при снижении электри­ческой нагрузки, так как при этом существенно понижается и температура выхлопных газов. Если при полной нагрузке температура выхлопных га­зов составляет 400-480°С, то при нагрузке двига­теля в размере 50% от номинальной мощности, она снижается до 175-200°С. Это обуславливает необходимость установки пикового котла, либо оснащения котла-утилизатора огневой топкой. Для обеспечения надежной работы двигателя темпера­тура в первичном контуре системы водяного охлаждения поддерживается на уровне 90-95°С.

Отношение выработки электроэнергии к выработке тепла в рассматриваемых когенерационных установках находится обычно в диапазоне 1:1,2.

В таблице 2.1 приведены сведения о дизельных и газопоршневых установках отечественного производства.

Таблица 2.1

Изготовитель

Тип поршневой машины

Мощность, кВт

КПД, %

НПО «Сатурн» (ОАО), г. Рыбинск

Дизельный электроагрегат АД -30 с дизелем 4411/13(Д65)

45

32

Автодизель (ОАО), г. Ярославль

Дизельный электроагрегат АД -60 с дизелем 6413/14 (ЯМЗ-236)

90

34

Автодизель (ОАО), г. Ярославль

Дизельный электроагрегат АД-100 с дизелем 6413/14 (ЯМЗ-238)

145

34

Газотурбинный завод (ОАО), г. Екатеринбург

Газо-поршневой электроагрегат ЭГД -200 с газовым двигателем 12415/18 (В2-ГД)

290

36

Волжский дизель (ОАО), г. Балаково

Дизельный электроагрегат ДГ-100 с дизелем 4ЧН21/21 (156Д)

440

37

Газотурбинный завод (ОАО), г. Екатеринбург

Дизельный электроагрегат ЭД -500 с дизелем 6ЧН21/21 (6ДМ-21АМ)

630

37

Газотурбинный завод (ОАО), г. Екатеринбург

Дизельный электроагрегат ЭД -630 с дизелем 6ЧН21/21 (6ДМ-21АМ)

825

37

РУМО (ОАО), г. Нижний Новгород

Газо-поршневой электроагрегат ДГ-98 с газовым двигателем 6ЧН36/45 (n=375 об/мин)

800

34

РУМО (ОАО), г. Нижний Новгород

Газо-поршневой агрегат ДГ-98 с газовым двигателем 6ЧН36/45 (n = 500 об/мин)

1000

32,5

На рис. 2.4. приведен вариант газотурбинной ТЭЦ по сбросной схеме.

Основные особенности схемы:

обеспечение автономной работы газотурбинной установки и водогрейного котла;

• охлаждение уходящих газов от газовой турби­ны до температуры, допустимой для устойчи­вой работы горелок;

• сбрасывание избыточного расхода газов сверх необходимого для горения в газовый тракт кот­ла за топкой;

• осуществление подвода дополнительного воз­духа в топку в случае недостаточного расхода

газов после газовой турбины.

При отношении тепловой к электрической нагрузке более 6-15 Гкал/ч·МВт создание газотурбинных ТЭЦ по сбросной схеме возможно на базе широкого спектра серийного газотурбинного и котельного оборудования при минимальном объеме модер­низации.

По сравнению с поршневыми (дизельными и газомоторными ТЭЦ) газотурбинные ТЭЦ, выпол­ненные по классической схеме (газовая турбина - котел утилизатор), имеют значительно меньшие удельную массу и габариты (кг/кВт и м/кВт); кроме того, их отличает высокая маневренность. Именно поэтому газотурбинные установки заменили поршневые двигатели в авиации, и это позволило поднять самолетостроение на качественно новый уровень. Вместе с тем они обладают меньшей экономичностью (КПД по выработке электроэнергии) при малой установленной мощности, которая, кроме того, заметно снижается с уменьшением тепловой нагрузки.

Доля электрической нагрузки по отношению к тепловой в газотурбинных ТЭЦ составляет

1:(2-3).

В 90-х годах ряд российских заводов, главным образом авиационного моторостроения, освоили производство различных типов газовых турбин для стационарной энергетики (табл. 2.2).

Рис. 2.4. Вариант схемы газотурбинной ТЭЦ:

1 - газовая турбина; 2 - компрессор; 3 - камера сгорания: 4 - электрогенератор; 5 - газ высокого давления, 20-24 ата; 6 - сброс отработанных газов; 7 - экономайзер; 8 - водогрейный котел; 9 - вентилятор; 10 - дымосос;11 - насос рециркуляции; 12 - сетевой насос; 13 - сетевой теплообменник.

Таблица 2.2. Газовые турбины для гражданской энергетики.

Изготовитель

Тип ГТУ

Мощность, кВт

КПД, %

АО «Авиадвигатель», Пермь

ГТУ-2,5П

2620

27,0

АО «Авиадвигатель», Пермь

ГТУ-4П

4170

24,8

АО «Авиадвигатель», Пермь

ГТУ-6П

6000

26,0

АО «Авиадвигатель», Пермь

ГТУ-12П

12000

32,8

АО «Авиадвигатель», Пермь

ГТУ-16П

16000

34,8

АО «Авиадвигатель», Пермь

ГТУ-25П

24800

38,0

ГНПП «Мотор», Уфа

ГТЭ-10/95Г

10000

28,0

Завод им В.Я. Климова, Санкт-Петербург

ТВ-7-117

1250

24,8

ОАО «Невский завод», Санкт-Петербург

НК-38-СТ

16000

36,5

ОАО «Невский завод», Санкт-Петербург

ГТЭР-12

12000

-

НПП «Машпроект», Украина

ГГД-2500

2850

28,5

НПП «Машпроект», Украина

ГТД-6001

6700

31,5

НПП «Машпроект», Украина

ГТД-15000

17700

35,0

НПП «Машпроект», Украина

ГТД-25000

27500

36,0

ОАО «ТМЗ», Екатеринбург

ГТЭ-16

18100

28,0

ОАО «ТМЗ», Екатеринбург

ГТЭ-25У

29700

30,6

ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», Самара

НК-14Э

10000

32,0

ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», Самара

НК-16СТ

16000

29,0

ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», Самара

НК-36СТ

25000

34,5

ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», Самара

НК-38СТ

16000

36,5

ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», Самара

НК-37

25000

36,4

ОАО «НПО "Сатурн"», Рыбинск

ГТД ДО49Р

2500

28,5

ОАО «НПО "Сатурн"», Рыбинск

ГТД-6

6000

24,5

ОАО «НПО "Сатурн"», Рыбинск

ГТД-8

8000

25,0

ОАО «НПО "Сатурн"», Рыбинск

ГТД-110

110000

36,0

НТЦ им. А. Люльки ОАО «НПО "Сатурн"»,М.

АЛ-31СТЭ

16800

37,0