Всё не так. Опускаются руки. Был я когда-то отличником. Щадящий режим. Рука друга, страница 4

Иначе получится картина, представленная в результатах одного недавнего исследования. В них сообщается, что нынешние пяти-шестиклассники тратят на приготовление домашних заданий  от полутора до трех часов ежедневно. У некоторых школьников это занятие занимает даже и четыре часа. И это – после шести уроков.

Ученые бесстрастно констатируют: «при приготовлении уроков, продолжавшихся 2,5 часа, работоспособность снижается у половины учащихся. В те дни, когда ученики затрачивали на приготовление уроков от 3 часов и больше, большинство учащихся чувствовали усталость и головную боль».  Великое открытие! Всякому понятно, что если заставлять человека (а учеников именно заставляют) интенсивно работать мозгами почти непрерывно, то у него непременно появится и усталость, и утрата работоспособности, и, вполне вероятно, головная боль.

Чем родители могут помочь? Прежде всего организацией жизненного режима. Представьте, ваш ребенок приходит из школы. Он возбужден, «разогрет» и всеобщей толчеей, и радостью окончания уроков, и, быть может, хорошей оценкой в дневнике. Но не спешите расспрашивать его о школьных успехах. И вообще, о школе ни слова – ребенку надо «остыть». Ребенок, приходя из школы, должен иметь час-полтора времени, что бы отдохнуть умом и войти в спокойное состояние нервной системы.

Некоторые наиболее успешные, ученики – на волне остаточного возбуждения – стремятся сразу сесть за домашние задания. Тем более что сделал дело – гуляй смело. Такую активность многие родители приветствуют, мол, молодец, стараешься. На самом деле этого допускать никак нельзя. Потому что резервы детского организма отнюдь не беспредельны, и то, что легко давалось в начале учебного года, может стать непосильным через пару месяцев. И тогда наступит катастрофа: привычка садиться за уроки сразу после школы осталась, а силы уже не те.

Чрезмерные нагрузки действуют на детский организм совершенно определенно: он слабеет. Оттого даже пустячная простуда может обернуться серьезным заболеванием. Но страшна не только болезнь сама по себе. Вот ребенок, судя по всему, выздоровел. И сразу – за уроки. И сразу – тьма ошибок. Понятно, после болезни ребенок быстрее устает, потому что его организм, его нервная система не могут сразу восстановить прежнюю работоспособность. Для этого необходимо время, которое медики называют «период реабилитации».

Кто обеспечит ребенку «щадящий режим» во время этого самого периода?

УРОК №5. РУКА ДРУГА

Первое, что необходимо родителям пятиклассника, – это не забывать, что каким он был, таким он и остался. Переход из четвертого класса в пятый никак не изменил вашего ребенка. Только сейчас ему много больше, чем раньше, нужна рука друга – ваша рука.

В начале учебного года будьте предельно бдительны. Обращайте внимание на то, что на первый взгляд кажется мелочью, замечайте малейшее изменение в его настроении, поведении, в его рассказах о школе. Раньше он охотно рассказывал обо всем, что происходило и в классе, и на переменах. А теперь молчит, отмахивается, мол, все в порядке. Это сигнал: он что-то пытается скрыть и боится вам рассказать, или он не понимает чего-то и не рискует спросить. Помогите ему, пойдите на встречу, найдите в себе достаточно терпения и такта, чтобы ребенок открылся. Имейте в виду, в первый раз может быть нелегко, дальше будет проще – достаточно «сломать стенку».

Нужно помнить и то, что ребенок дома и в школе – это два разных человека. Ведь выполняя определенную социальную роль, он учится соответствующим способам поведения. В роли вашего ребенка знает, как поступать, чтобы добиться своего. Когда он выполняет роль ученика, то в попытках подстроиться под каждого учителя он меняет свое поведение. Поэтому на разных уроках у разных учителей он может быть очень разным. Каким? Чтобы облегчить жизнь своему ребенку, чтобы наладить его правильные отношения с учителями, вам надо знать, каким и с кем. Значит, следует почаще ходить в школу, и не только к классному руководителю, но и ко всем, кто учит вашего ребенка.

Десять лет – сложный возраст, в это время особенно важно не критиковать ребенка, но обязательно поощрять, хвалить. Может, и за каждую мелочь. «А вдруг захвалим?» - беспокоятся некоторые родители. А вдруг – отвечу – он совсем потеряет веру в себя? Дайте почувствовать ребенку, что оценили его старания, не скупитесь на похвалу, и он увидит в вас друга – это ему жизненно необходимо. Так что не бойтесь перехвалить, бойтесь «отбить руки».

Еще: помогайте ему правильно строить отношения с товарищами, воспитывайте в нем доброжелательность. Не забывайте, задиристый, неуживчивый, обидчивый ребенок (таких называют конфликтными) в первую очередь страдает сам. Наконец, очевидно, что без ошибок и неудач вашему пятикласснику все равно не обойтись. Постарайтесь помочь ему понять причину неудач, помогите отыскать путь к успеху.

Остальное уже он сможет сделать сам.