Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере
План лекции
-
Цели и задачи управления инновационными затратами.
-
Факторы, определяющие величину инновационных затрат.
-
Состав и структура инновационных затрат.
-
Механизм управления инновационными затратами.
-
Управление потоками денежных средств.
-
Ценообразование в инновационной сфере.
2
Цели и задачи управления инновационными затратами
-
Таблица 1 – Соотношение стратегических целей ИП и целей управления затратами
3
Цели и задачи управления инновационными затратами
-
Таблица 1 – Соотношение стратегических целей ИП и целей управления затратами
4
Цели и задачи управления инновационными затратами
-
Факторы, влияющие на величину инновационных затрат:
-
масштабность решаемых задач;
-
стадия инновационного процесса;
-
степень использования имеющихся ресурсов и наработок;
-
потребность в затратах смежных производств;
-
уровень целевых показателей создаваемых объектов;
-
переход к новому техническому принципу решения задачи;
-
величина создаваемого объекта;
-
уровень цен, тарифов ставок на используемые ресурсы, на выполнение организационно-правовых действий;
-
нормы расхода ресурсов, связанных с разработкой и реализацией инновационных решений.
5
Факторы, определяющие величину инновационных затрат
-
Рисунок 1 – Зависимость затрат от имеющихся ресурсов и наработок (фактор 3)
6
Факторы, определяющие величину инновационных затрат
-
Рисунок 1 – Зависимость удельных затрат на улучшение качества изделия от уровня требуемого параметра (фактор 5)
7
Факторы, определяющие величину инновационных затрат
Рисунок 2 – Закономерности изменения удельных затрат на улучшение главного параметра продукции,
основанной на прежнем и новом принципе (фактор 6)
8
Факторы, определяющие величину инновационных затрат
Рисунок 3 – Типичные зависимости затрат на один объект (кривая А) и на единицу производственной мощности (кривая Б) в зависимости от величины объекта (фактор 7)
9
Структура инновационных затрат
-
Факторы, не оцениваемые в количественном выражении:
-
1 уровень мастерства при руководстве проектом;
-
2 привлечение информационных ресурсов и систем обработки данных на базе современных информационных систем.
-
Контроллинг – это система управления затратами, охватывающая все виды планирования целей и их ресурсного обеспечения, организацию согласованного достижения целей путем согласованной работы всех звеньев управления и производства.
10
Структура инновационных затрат
Для управления затратами важно соблюдение принципа
эффективности:
(1)
При этом возможны три стратегии максимизации эффективности при управлении инновационными проектами:
1) минимизация затрат и ресурсов, использованных для достижения намеченного результата;
2) максимизация результата при соблюдении определенных
размеров ресурсов и затрат;
3) максимизация главного отношения без фиксации его
составляющих.
11
Структура инновационных затрат
-
С точки зрения управления затратами инновационную деятельность можно разбить на две стадии:
-
- до внедрения в производство;
-
- после внедрения в производство.
-
Таблица - Классификация затрат на инновации
12
Структура инновационных затрат
-
Таблица - Классификация затрат на инновации
-
В инвестиционные включают следующие затраты:
-
- на приобретение нового оборудования, лицензий, «ноу-хау»;
-
- на НИОКР;
-
- на подготовку персонала;
-
- на создание и прирост оборотных средств для реализации
-
проекта;
-
- и другие затраты.
13
Структура инновационных затрат
-
Текущие затраты – себестоимость инновационной продукции, выраженная в денежной форме. Классифицируются по экономическим элементам:
-
материальные затраты;
-
затраты на оплату труда;
-
страховые взносы;
-
амортизация;
-
прочие затраты.
-
Структура инновационных затрат непосредственно зависит от стадии инновационного цикла. На начальных стадиях преобладают затраты на оплату труда и социальные взносы. На стадии производственной реализации инновационных решений растет доля материальных затрат при относительном сокращении остальных.
14
Механизм управления затратами
-
Виды центров ответственности в системе контроллинга:
-
центр затрат – подразделение или вид деятельности результатами которых не являются выпуск продукции или оказание услуг с измеряемым их объемом (отделы управления ИП, пожарная охрана);
-
центр продаж – ответственен только за выручку от продажи продукции (служба сбыта);
-
центр прибыли – подразделение или вид деятельности, результаты которых относятся к торговле, реализации продукции.;
-
центр результатов – производственное подразделение, отдел обслуживания производства;
-
центр инвестиций – подразделение, занятое реализацией инвестиций на предприятии или вне его.
-
Носители затрат – это конкретные изделия, услуги. В инновационной сфере носитель затрат – это проект, разработка, мероприятие, заказ, новое изделие.
15
Механизм управления затратами
-
Этапы управления затратами:
-
предплановый анализ – планирование, осуществляемое не только в разрезе подразделений (центров ответственности), но и по всем продуктам (проектам, изделиям). Для этих целей используется функционально-стоимостной анализ:
-
С = С0 + С1К1+…+СnKn
-
P = P0 + P1K1 + … + PnKn,
-
где С и Р – себестоимость и цена продукции определенного качества соответственно;
-
К1, …, Кn – набор определенных качественных характеристик;
-
С0, …, Сn – затраты производителя в расчете на единицу соответствующего показателя качества;
-
Р1, …, Рn – признаваемая потребителем плата (цена) за единицу соответствующего показателя качества продукции;
-
С0 – затраты на производство единицы продукции, не зависящие