Основы управления и регулирования в инфокоммуникационном комплексе Российской Федерации. Сущность и задачи управления и регулирования в условиях рыночной экономики

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Тема 2. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ  И   РЕГУЛИРОВАНИЯ В ИНФОКОММУНИКАЦИОННОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Сущность и задачи управления и регулирования в условиях

рыночной экономики

Управление и регулирование экономики в условиях рынка представляет собой воздействие регулирующих органов на деятельность субъектов экономических отношений и рыночную конъюнктуру в целом с целью придания им организованного характера, упорядочения действий, предотвращения или подавления неблагоприятных факторов и создание условий для саморегулирования экономических объектов и процессов.              

Особенно актуальна эта проблема для отраслей инфраструктуры, относящихся к сфере деятельности естественных монополий, поскольку они, вследствие всеобщности потребления производимых услуг, в наибольшей степени влияют на состояние всей экономической системы и социальные отношения в обществе.

Организационно-технологические и экономические особенности связи, роль инфокоммуникаций во всех сферах жизнедеятельности современного общества и формировании единого экономического пространства на территории Российской Федерации, социальная направленность деятельности в части оказания универсальных услуг, а также наличие признаков естественной монополии в отдельных товарных и территориальных сегментах телекоммуникационного рынка предопределяют необходимость построения системы управления отраслью на основе сочетания рыночных саморегуляторов с элементами антимонопольного контроля и государственного регулирования.

Такой подход характерен для большинства стран с развитой рыночной экономикой, где правительственные органы определяют политику развития телекоммуникаций и формируют нормативно-законодательную базу их функционирования и взаимодействия с аналогичными сетями других стран. Они также оказывают непосредственные регулирующие воздействия на операторскую деятельность по вопросам лицензирования, сертификации оборудования и услуг, распределения и использования спектра частот, ресурсов нумерации, сопряжения сетей и межсетевого взаимодействия, контроля и регулирования затрат и ценообразования.

В соответствии с идеологией рыночных отношений и требованиями Всемирной торговой организации централизованное воздействие со стороны государства на субъекты телекоммуникационного рынка должно осуществляться независимым регулирующим органом, не имеющим финансовых интересов в производителях услуг. Деятельность федеральных органов направлена на формирование такой государственной политики регулирования инфокоммуникационного рынка, которая бы способствовала: развитию конкурентной среды на основе контроля за слиянием компаний и предотвращению монополизма; реализации прав граждан страны на доступ к информационной и телекоммуникационной инфраструктуры; повышению инвестиционной привлекательности регулируемого сектора; интеграции отечественного инфокоммуникационного комплекса с мировым информационным пространством.

Достижение других целей и задач государственного регулирования осуществляется на основе комплексного применения экономических и организационно-правовых методов централизованного воздействия.

Экономические методы включают систему реструктуризацию предприятий с долей государства, акционирование и приватизацию, поддержку малого и среднего бизнеса, антимонопольное регулирование, тарифное регулирование, контроль взаиморасчетов, универсальное обслуживание, поддержка инвестиций. Основными организационно-правовыми методами государственного регулирования являются законодательное регулирование, нормативное регулирование, включающее лицензирование, сертификацию, распределение частотного диапазона, разработку правил межсетевого взаимодействия и правил оказания услуг, а также организационное регулирование, которые обеспечивают пользователям реализацию конституционных прав доступа к информационным ресурсам.

2.2. Структура и функции государственных органов управления

и регулирования в отрасли связи

Деятельность хозяйствующих субъектов в области связи и информатизации,  осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Гражданского Кодекса Российской Федерации, Указов Президента и постановлений Правительства России, отраслевого законодательства, нормативно-правовых актов, принимаемых федеральным органом исполнительной власти в области связи и межотраслевого законодательства по регулированию  деятельности всех субъектов рыночных отношений, функционирующих на экономическом пространстве страны.

Деятельность организаций связи регламентируют 13 федеральных законов, в том числе ФЗ «О связи», «О почтовой связи», «Об информации, информатизации и защите информации», «О естественных монополиях»», «О защите конкуренции», «Об акционерных обществах», «О защите прав потребителей», «О техническом регулировании», «О лизинге»,  «О рекламе» и др. Кроме того различные аспекты функционирования организаций связи регулируют ряд Указов Президента Российской Федерации, более 50 постановлений Правительства России и свыше 100 иных нормативно-правовых документов.

Государственное регулирование  деятельности в области связи  осуществляется Президентом и  Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти в области связи, а также в пределах  компетенции иными федеральными органами  исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Главная цель государственных органов управления отраслью связи и информатизации заключается  в создании системы регулирования, способствующей ее прогрессу в условиях либерализации и демонополизации инфокоммуникационного рынка, наиболее полному удовлетворению потребностей общества в современных, высококачественных услугах и обеспечивающей рост инвестиционной привлекательности отрасли и входящих в ее состав хозяйствующих субъектов.

Структура государственных органов управления и регулирования в отрасли связи отражает принцип  федеративного устройства и основана на государственной целостности и единстве системы государственной власти. Она представляет собой иерархическую систему, характеризуемую подчиненностью субъектов управления низшего звена высшему (рис. 2.1).

Высшим органом исполнительной власти в соответствии с законодательством является Правительство Российской Федерации, которое обеспечивает проведение  единой экономической  политики в России, в том числе в  отрасли связи, на основе установленных приоритетов и стратегических направлений развития государства. Управляющие воздействия формулируются в виде соответствующих постановлений и распоряжений, направленных на координацию деятельности всех управляемых подсистем по наиболее эффективному решению задач экономического развития в конкретном временном интервале.  Правительством РФ устанавливаются полномочия федеральных органов исполнительной власти в области связи, в число которых входят:

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи России);

Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Роскомнадзор);

Федеральное агентство связи (Россвязь);

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.


Как федеральные органы исполнительной власти в области информационных технологий и связи они осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами, прежде всего с Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по тарифам, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Все органы управления и регулирования, уполномоченные осуществлять свою деятельность в сфере предоставления инфокоммуникационных услуг, постоянно взаимодействуют с целью формирования единой экономической политики для повышения эффективности работы регулирующих органов в области связи, увеличения доступности потребителей к услугам отрасли, улучшения их качества  и соблюдения национальных интересов на рынках средств и услуг связи. С организационной структурой и функциями органов управления

Похожие материалы

Информация о работе