Раздел 4. Планирование и управление маркетинговой деятельностью предприятия
Тема 9. Маркетинговое планирование
1. Принципы и этапы маркетингового планирования
Маркетинговое планирование является важнейшей частью системы корпоративного планирования предприятия.
В общем виде планирование – это процедура обоснования целей и путей их достижения.
В плане маркетинга устанавливаются рыночные цели компании и предлагаются методы их осуществления. В него не входят все цели и методы деятельности фирмы.
Кроме маркетинговых выделяют производственные, финансовые, "кадровые" и иные цели. Ни одну из них нельзя рассматривать изолированно, поэтому при разработке маркетингового плана важнейшим требованием является его взаимосвязанность с основными целями и задачами компании.
Принципы планирования
· Принцип целостности
· Принцип непрерывности и гибкости
· Принцип многовариантности
· Принцип обоснованности
Этапы маркетингового планирования
Анализ маркетинговых возможностей:
· Положение: в каком состоянии находится компания и каковы ее конкурентные позиции
· Давление: какое воздействие на компанию оказывает внешняя среды
· Прогноз: каковы перспективы компании при существующем положении дел
Маркетинговый синтез:
· Выдвижение целей: что надо сделать
· Оценка целей: почему надо сделать так, а не иначе; как цели согласуются с миссией компании
· Принятие решения: каким должен быть порядок целей для достижения конечных целей
Стратегическое планирование маркетинга:
· Выдвижение стратегий: как нужно действовать для достижения поставленных целей
· Оценка ресурсов: что необходимо для реализации каждой стратегии
· Выбор стратегий: какие стратегии оптимальны
Оперативное планирование маркетинга:
· Определение тактики: какие мероприятия необходимы для реализации стратегий
· Разработка оперативных планов: что , кто, когда и при каких условиях должен делать
· РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНОВ – ПРОИЗВОДСТВЕННО -СБЫТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
Маркетинговый контроль:
· Сбор данных: каковы результаты деятельности предприятия
· Оценка результатов: есть ли отклонения от поставленных целей
· Решение о необходимости перехода к маркетинговому анализу
2. Анализ маркетинговых возможностей предприятия предполагает оценку производственно-ресурсного и маркетингового потенциала для удовлетворения выявленного спроса и занятия определенных рыночных позиций.
Методы анализа:
· ситуационный анализ,
· SWOT-анализ,
· GAP-анализ
· и другие
Ситуационный анализ предполагает последовательное рассмотрение элементов внешней и внутренней среды предприятия и оценку их влияния на ее маркетинговые возможности. Это своеобразный “фотопортрет” того положения, в котором находится организация на момент проведения анализа с учетом сложившейся рыночной конъюнктуры.
Цель ситуационного анализа - представить руководству фирмы и руководителям подразделений то истинное положение, в котором на момент проведения анализа находится предприятие.
Ситуационный анализ проводится в форме специального анкетного опроса.
Структура анализа |
|
1. Рынки |
8. Цели маркетинга |
2. Товары и упаковка |
9 . Программа маркетинга |
3. Новые товары |
10. Организация маркетинга |
4. Покупатели |
11. Ценообразование |
5. Внутренняя среда |
12. Товародвижение |
6. Внешняя среда |
13. Продвижение товаров |
7. Конкуренция |
14. Сервисное обслуживание |
SWOT- анализ
Методика SWOT-анализа включает оценки сильных (Strengths) и слабых (Weaknesses) сторон деятельности операторской компании (ее преимуществ и недостатков), а также возможностей (Opportunities) и опасностей (Threats) со стороны внешней среды.
Использование методики SWOT-анализа позволяет определить основные причины и оценить предпосылки эффективности (либо неэффективности) ее деятельности, позиции компании на рынке и степень ее восприимчивости к факторам внешней среды.
SWOT-анализ:
GAP-анализ представляет собой методику оценки маркетинговых возможностей предприятия на основе определения стратегического разрыва между желаемым и реальным (при сохранении текущей политики) результатами деятельности.
4. Маркетинговые цели. Стратегическое и оперативное планирование
Генеральные направления деятельности в рыночной среде, области интересов, отношение к обществу, потребителям, партнерам и собственному персоналу определяет миссия компании.
Миссия – это главная цель организации, представленная в наиболее общей (интегральной) форме и четко выражающая основную причину ее существования.
British Telecom (ВТ): “Наша основная цель - предоставлять средства
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.