Топливно-энергетический комплекс. Состав и структура топливно-энергетического комплекса. Электроэнергетическая отрасль

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Ярким тому примером явились экономические трудности и забастовочное движение в угледобывающей отрасли.

Недостаточное и запаздывающее развитие энергетических коммуникаций (электрических и тепловых сетей) приводило, с одной стороны, к недоиспользованию энергетических мощностей, а с другой стороны – к дефициту при энергоснабжении потребителей, которые вынуждены искать альтернативные источники энергии. Так запаздывание строительства тепловых сетей в крупных городах приводило к недоиспользованию тепловой производительности ТЭЦ и крупных городских котельных и, как следствие, к работе их в невыгодных режимах. Это же требовало  создания мелких неэкономичных котельных для временного теплоснабжения потребителей. В конечном счете требовалось больше топлива, возникали трудности с топливоснабжением (преимущественно – с газоснабжением) городов.

Организационно веськомплекс разделяется на отрасли, системы и предприятия ТЭК:

- добывающие: угледобыча, нефтедобыча, газодобыча, добыча торфа и сланцев, добыча урана и других ядерных материалов;

- преобразующие (перерабатывающие): углепереработка, нефтепереработка,       газопереработка, переработка торфа и сланцев, электроэнергетика, атомная энергетика, котельные, получение местных энергоносителей - сжатого воздуха и газов, холода и т.п.;

- передающие и распределяющие: перевозка угля, торфа и сланцев,  нефтепроводы и другие способы транспорта нефти и  нефтепродуктов,  газопроводы, транспорт газовых баллонов, электрические сети, включая высоковольтные линии электропередачи (ЛЭП) и низковольтные распределительные электросети, паро- и теплопроводы, трубопроводы местных энергоносителей, газобаллонное хозяйство;

- потребление и использование: во всех отраслях народного хозяйства на  технологические, санитарно-технические  и коммунально-бытовые нужды,  объединяемые понятием "Энергетика отраслей народного хозяйства", разделяемой на:     

промышленную энергетику,

           энергетику транспорта,

           энергетику сельского хозяйства,

           коммунальную энергетику и т.п.

Как видим, организационного единства топливно-энергетического комплекса нет, хотя руководством значительным количеством его отраслей занимается Министерство топлива и энергетики.  В современных  условиях произошло еще большее организационное обособление отдельных частей ТЭК с образованием локальных  хозяйственных единиц, как правило - акционерных обществ с участием государственного капитала и капитала вышестоящих административно - производственных структур. Например, самостоятельными акционерными обществам (АО) стали  некоторые  электростанции  с  участием  районных энергетических объединений (РАО), РАО ЕЭС (единой энергетической системы) России. Тем не менее технологическое единство производства и потребления топливно-энергетических ресурсов приводит к необходимости очень тесных информационных связей между различными частями ТЭК, особенно в электроэнергетике. Здесь существует единая система оперативного управления, объединяющая все электроэнергетические объекты независимо от уровня управления (станции, сети, системы, Единая энергосистема страны) и от формы собственности (государственная, акционерная, коллективная, частная).

Различные  отрасли и составные части ТЭК экономически объединяются на  российском и мировом энергетическом  рынке (по прямым договорам, через товарно-сырьевые биржи, по государственным заказам и квотам на экспорт и т.п.),  будучи хозяйственно самостоятельными субъектами рынка. В то же время технологическое единство ТЭК делает субъектов энергетического рынка взаимозависимыми. А в такой целостной  отрасли как электроэнергетика и при теплоснабжении от ТЭЦ и котельных,  когда потребители в полном смысле слова привязаны  к  электрическим и тепловым сетям,  возникает естественная монополия производителей.

Монополизм электроэнергетики естественным образом затрудняет развитие рыночных отношений между производителями и потребителями энергии. Решение этой проблемы состоит в организации  Федерального общероссийского рынка энергии и мощности (ФОРЭМ), которая происходит под эгидой государства. Уже разработаны и частично осуществляются основные положения создания и функционирования ФОРЭМ.

Основные принципы, установленные государством при формировании Федерального общероссийского рынка энергии и мощности, следующие:

1.  Рынок формируется из производителей энергии – региональных акционерных обществ (АО «Энерго») и крупных потребителей энергии, включая перепродавцов. Весь энергетический рынок делится на зоны – Европейскую и Сибирскую, где имеются существенные экономические различия в условиях производства и поставок энергии и мощности.

2.  На рынке заключаются долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные контракты на поставку энергии и мощности между субъектами ФОРЭМ. Краткосрочные договоры и заказы, в том числе суточные, заключаемые в реальном режиме времени, образуют так называемый «спотовый рынок».

3.  АО «ЕС России» осуществляет диспетчерское регулирование графиков нагрузки, обеспечивает необходимое резервирование энергетических мощностей.

4.  Государство контролирует и регулирует региональные тарифы на энергию и мощность, включая образование многоставочных тарифов.

Со временем, когда ФОРЭМ обретет более четкие очертания, очевидно, возникнут и другие его технические, экономические и организационные характеристики.

2.2. Электроэнергетическая отрасль

Электроэнергетика является важнейшей составной частью топливно-энергетического комплекса страны, и при этом обладает целым рядом специфических черт, делающих ее непохожей ни на одну отрасль промышленности. По существу, она должна быть признана отраслью народного хозяйства

Похожие материалы

Информация о работе