Ярким тому примером явились экономические трудности и забастовочное движение в угледобывающей отрасли.
Недостаточное и запаздывающее развитие энергетических коммуникаций (электрических и тепловых сетей) приводило, с одной стороны, к недоиспользованию энергетических мощностей, а с другой стороны – к дефициту при энергоснабжении потребителей, которые вынуждены искать альтернативные источники энергии. Так запаздывание строительства тепловых сетей в крупных городах приводило к недоиспользованию тепловой производительности ТЭЦ и крупных городских котельных и, как следствие, к работе их в невыгодных режимах. Это же требовало создания мелких неэкономичных котельных для временного теплоснабжения потребителей. В конечном счете требовалось больше топлива, возникали трудности с топливоснабжением (преимущественно – с газоснабжением) городов.
Организационно веськомплекс разделяется на отрасли, системы и предприятия ТЭК:
- добывающие: угледобыча, нефтедобыча, газодобыча, добыча торфа и сланцев, добыча урана и других ядерных материалов;
- преобразующие (перерабатывающие): углепереработка, нефтепереработка, газопереработка, переработка торфа и сланцев, электроэнергетика, атомная энергетика, котельные, получение местных энергоносителей - сжатого воздуха и газов, холода и т.п.;
- передающие и распределяющие: перевозка угля, торфа и сланцев, нефтепроводы и другие способы транспорта нефти и нефтепродуктов, газопроводы, транспорт газовых баллонов, электрические сети, включая высоковольтные линии электропередачи (ЛЭП) и низковольтные распределительные электросети, паро- и теплопроводы, трубопроводы местных энергоносителей, газобаллонное хозяйство;
- потребление и использование: во всех отраслях народного хозяйства на технологические, санитарно-технические и коммунально-бытовые нужды, объединяемые понятием "Энергетика отраслей народного хозяйства", разделяемой на:
промышленную энергетику,
энергетику транспорта,
энергетику сельского хозяйства,
коммунальную энергетику и т.п.
Как видим, организационного единства топливно-энергетического комплекса нет, хотя руководством значительным количеством его отраслей занимается Министерство топлива и энергетики. В современных условиях произошло еще большее организационное обособление отдельных частей ТЭК с образованием локальных хозяйственных единиц, как правило - акционерных обществ с участием государственного капитала и капитала вышестоящих административно - производственных структур. Например, самостоятельными акционерными обществам (АО) стали некоторые электростанции с участием районных энергетических объединений (РАО), РАО ЕЭС (единой энергетической системы) России. Тем не менее технологическое единство производства и потребления топливно-энергетических ресурсов приводит к необходимости очень тесных информационных связей между различными частями ТЭК, особенно в электроэнергетике. Здесь существует единая система оперативного управления, объединяющая все электроэнергетические объекты независимо от уровня управления (станции, сети, системы, Единая энергосистема страны) и от формы собственности (государственная, акционерная, коллективная, частная).
Различные отрасли и составные части ТЭК экономически объединяются на российском и мировом энергетическом рынке (по прямым договорам, через товарно-сырьевые биржи, по государственным заказам и квотам на экспорт и т.п.), будучи хозяйственно самостоятельными субъектами рынка. В то же время технологическое единство ТЭК делает субъектов энергетического рынка взаимозависимыми. А в такой целостной отрасли как электроэнергетика и при теплоснабжении от ТЭЦ и котельных, когда потребители в полном смысле слова привязаны к электрическим и тепловым сетям, возникает естественная монополия производителей.
Монополизм электроэнергетики естественным образом затрудняет развитие рыночных отношений между производителями и потребителями энергии. Решение этой проблемы состоит в организации Федерального общероссийского рынка энергии и мощности (ФОРЭМ), которая происходит под эгидой государства. Уже разработаны и частично осуществляются основные положения создания и функционирования ФОРЭМ.
Основные принципы, установленные государством при формировании Федерального общероссийского рынка энергии и мощности, следующие:
1. Рынок формируется из производителей энергии – региональных акционерных обществ (АО «Энерго») и крупных потребителей энергии, включая перепродавцов. Весь энергетический рынок делится на зоны – Европейскую и Сибирскую, где имеются существенные экономические различия в условиях производства и поставок энергии и мощности.
2. На рынке заключаются долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные контракты на поставку энергии и мощности между субъектами ФОРЭМ. Краткосрочные договоры и заказы, в том числе суточные, заключаемые в реальном режиме времени, образуют так называемый «спотовый рынок».
3. АО «ЕС России» осуществляет диспетчерское регулирование графиков нагрузки, обеспечивает необходимое резервирование энергетических мощностей.
4. Государство контролирует и регулирует региональные тарифы на энергию и мощность, включая образование многоставочных тарифов.
Со временем, когда ФОРЭМ обретет более четкие очертания, очевидно, возникнут и другие его технические, экономические и организационные характеристики.
Электроэнергетика является важнейшей составной частью топливно-энергетического комплекса страны, и при этом обладает целым рядом специфических черт, делающих ее непохожей ни на одну отрасль промышленности. По существу, она должна быть признана отраслью народного хозяйства
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.