Допускаемые контактные напряжения определяются раздельно для шестерни и для колеса по формуле:
 (10.27 [6 ])
 
(10.27 [6 ])
где  -
базовый предел контактной прочности поверхности зубьев, соответствующий
базовому числу циклов
 -
базовый предел контактной прочности поверхности зубьев, соответствующий
базовому числу циклов 
 (табл10.16
[6 ])
 (табл10.16
[6 ])
 =
=
 =
=
 -
твердость зубьев,
 -
твердость зубьев,
 -
коэффициент безопасности,
 -
коэффициент безопасности, 
 -
коэффициент долговечности, учитывающий влияние срока службы и режима нагружения
передачи:
 -
коэффициент долговечности, учитывающий влияние срока службы и режима нагружения
передачи:
 (10.28 [6 ])
  
(10.28 [6 ])
| 
 | 
 -
можно определить по формуле:
 -
можно определить по формуле:  

При     >
> принимают m=6, при
 принимают m=6, при  <
< принимают m=20.
 принимают m=20.
 - эквивалентное число циклов перемены напряжений. Для
ступенчатой циклограммы нагружения:
 - эквивалентное число циклов перемены напряжений. Для
ступенчатой циклограммы нагружения:
 (10.26
[6 ])
 (10.26
[6 ])
где T=T1 – максимальный момент, передаваемый
рассчитываемым колесом в течении времени  ,
Н×м
,
Н×м
T2
– момент, действующий в течении  часов,
 часов,
С – число колес, находящихся в зацеплении с рассчитываемым, С=1,0;
 - частота вращения зубчатого колеса, об/мин
 - частота вращения зубчатого колеса, об/мин
 -
число часов работы передачи за расчетный срок службы, час
 -
число часов работы передачи за расчетный срок службы, час
 (стр285
[6 ])
 (стр285
[6 ])
где  и
 и
 -
коэффициенты использования передачи в году и суток
 -
коэффициенты использования передачи в году и суток 
 -
срок службы, годы
 -
срок службы, годы

 циклов.
циклов.
 циклов.
циклов.
 циклов.
циклов.
 циклов.
циклов.


принимаем  (длительно
работающая передача)
 (длительно
работающая передача)


Допускаемые контактные напряжения.
Расчет для прямозубой цилиндрической передачи ведем по наименьшему  .По
.По
 =569,87
МПа.
=569,87
МПа.
Расчет параметров цилиндрической передачи внутреннего зацепления
Ориентировочное значение межосевого расстояния .
 (10.9
[6 ])
 (10.9
[6 ])
где  -
вспомогательный коэффициент,
 -
вспомогательный коэффициент, 
 -
крутящий момент на валу колеса, Нּм
 -
крутящий момент на валу колеса, Нּм
 -
передаточное отношение передачи,
 -
передаточное отношение передачи,
 =0.41(табл1011
[6 ])
=0.41(табл1011
[6 ])
 -
коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца,            при
 -
коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца,            при
 
 
относительно диаметра и  
 

Примем  =140мм.
=140мм.
Модуль передачи.
 мм
мм
По ГОСТ рпинимаем нормальный модуль m=2мм
Делительный диаметр шестерни.
 мм
мм
Делительный диаметр колеса.
 мм
мм
Расчетная ширина колесa.
 мм
мм
Расчетная ширина шестерни.
 мм
мм
Число зубьев шестерни и колесa примем.





Диаметры выступов зубьев:

| 
 | 
 
Диаметры впадин зубьев:

      
 
Определим окружную скорость
 м/с
м/с
Проверочный расчет на усталость по контактным напряжениям прямозубой передачи.
По табл. 9,9[1] принимаем 9-ю степень точности.
Определяем контактные напряжения (10.7 [6 ])

 -
коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых
колес (таблю10.10 [6 ])
-
коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых
колес (таблю10.10 [6 ])
 - коэффициент, учитывающий форму сопряженных
поверхностей зубьев. Для зубчатых колес с прямыми зубьями (стр.243 [6 ]):
 - коэффициент, учитывающий форму сопряженных
поверхностей зубьев. Для зубчатых колес с прямыми зубьями (стр.243 [6 ]):
 ;
;
 -
коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий.Для прямозубых колес:
 -
коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий.Для прямозубых колес:
 ;
;
где  коэффициент
торцевого перекрытия
 коэффициент
торцевого перекрытия 
 [1,стр236];
[1,стр236];
 =0.85
=0.85
 окружная
сила на валу шестерни (стр.243 [6
]):
 окружная
сила на валу шестерни (стр.243 [6
]):
 H
 H
 крутящий
момент на валу шестерни
крутящий
момент на валу шестерни
Коэффициент
нагрузки 
где  -
коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку для приводов;
 -
коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку для приводов;  =1
=1 
 -
коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями .
 -
коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями .
 -
для прямозубых колес
-
для прямозубых колес
 -
коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца при
 -
коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца при  (стр.244 [6 ]):
 (стр.244 [6 ]):
 =1,04
- коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении .
=1,04
- коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении .

Расчетные контактные напряжения

Условие прочности выполняется.
Проверочный расчет зубьев на усталость при изгибе.
Расчетные напряжения (10.11 [6 ]):

Расчет
выполняется для того зубчатого колеса, у которого меньше отношение 
 - коэффициент формы зуба (рис.10.27 [6 ] ).
 - коэффициент формы зуба (рис.10.27 [6 ] ).
Определяем в зависимости от числа зубьев эквивалентного числа зубьев
 ;
;    
 
 
 ;
;    

Найдем
отношение  .
Дальнейший расчет будем производить для того зубчатого колеса у которого это
отношение меньше
.
Дальнейший расчет будем производить для того зубчатого колеса у которого это
отношение меньше


Таким образом проверочный расчет выполняем для колеса
Коэффициент
нагрузки   
 -
коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, зависит от
коэффициента осевого перекрытия(стр.251
[6 ] )
 -
коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, зависит от
коэффициента осевого перекрытия(стр.251
[6 ] )
 (для
прямозубых передач)
(для
прямозубых передач) 
 -
коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца (рис.10.20 [6 ] ).
 -
коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца (рис.10.20 [6 ] ).           
 =1,25
- коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении .
=1,25
- коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении .

               
Условие прочности выполняется.
Аналогичный расчет проводим и для передач Z3-Z4
3.3.Предворительный расчет валов
Ориентировочный (предварительный) расчет валов проведем из расчета на кручение, по пониженным допускаемым напряжениям, косвенно учитывая тем самым действие на валы изгибающих моментов. (14.7 [1])
5.1. Допускаемые напряжения для валов из сталей ст.6, ст. 45, ст.40ХН и т.д.
 -
для быстроходного (ведущего) вала,
 -
для быстроходного (ведущего) вала,
 -
для промежуточного вала,
 -
для промежуточного вала,
 -
для тихоходного вала,
 -
для тихоходного вала,  
5.2. Быстроходный вал. Крутящий момент на валу  ,
,
 
 
где  -
крутящий момент на валу,
 -
крутящий момент на валу, 

Округляем по ГОСТ 6636-69 до 
Диаметр вала под уплотнением:

Диаметр вала под подшипником:

Диаметр вала под шестерней:

5.3. Промежуточный вал. Крутящий момент на валу  ,
,

Округляем по ГОСТ 6636-69 до 
Диаметр вала под подшипником:
 
 
Диаметр вала под шестерней:

5.4. Тихоходный вал. Крутящий момент на валу  ,
,

Округляем по ГОСТ 6636-69 до 
Диаметр вала под уплотнением:

Диаметр вала под подшипником:

Диаметр вала под колесом:

3.4.Предварительный выбор подшипников.
Выбор наиболее рационального типа подшипника для данных условий работы весьма сложен и зависит от передаваемой мощности, типа передачи, сил в зацеплении, частоты вращения внутреннего кольца, срока службы и стоимости.
Учитывая то, что на быстроходный и промежуточный действуют довольно большие осевые, радиальные и окружные силы примем для них шариковые радиально-упорные однорядных подшипники легкой серии. Для входного вала подшипник 46210 ГОСТ 831-75:d=35мм; D=90мм; B=20мм; Сr=40,6кН; a=26°. Для промежуточного вала подшипник 36211 ГОСТ 831-75:d=45мм; D=100мм; B=21мм; Сr=58.4кН; a=12°.Т.к. на тихоходный вал действуют только окружные и радиальные силы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.