Допускаемые контактные напряжения определяются раздельно для шестерни и для колеса по формуле:
(10.27 [6 ])
где -
базовый предел контактной прочности поверхности зубьев, соответствующий
базовому числу циклов
(табл10.16
[6 ])
=
=
-
твердость зубьев,
-
коэффициент безопасности,
-
коэффициент долговечности, учитывающий влияние срока службы и режима нагружения
передачи:
(10.28 [6 ])
|
При >
принимают m=6, при
<
принимают m=20.
- эквивалентное число циклов перемены напряжений. Для
ступенчатой циклограммы нагружения:
(10.26
[6 ])
где T=T1 – максимальный момент, передаваемый
рассчитываемым колесом в течении времени ,
Н×м
T2
– момент, действующий в течении часов,
С – число колес, находящихся в зацеплении с рассчитываемым, С=1,0;
- частота вращения зубчатого колеса, об/мин
-
число часов работы передачи за расчетный срок службы, час
(стр285
[6 ])
где и
-
коэффициенты использования передачи в году и суток
-
срок службы, годы
циклов.
циклов.
циклов.
циклов.
принимаем (длительно
работающая передача)
Допускаемые контактные напряжения.
Расчет для прямозубой цилиндрической передачи ведем по наименьшему .По
=569,87
МПа.
Расчет параметров цилиндрической передачи внутреннего зацепления
Ориентировочное значение межосевого расстояния .
(10.9
[6 ])
где -
вспомогательный коэффициент,
-
крутящий момент на валу колеса, Нּм
-
передаточное отношение передачи,
=0.41(табл1011
[6 ])
-
коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца, при
относительно диаметра и
Примем =140мм.
Модуль передачи.
мм
По ГОСТ рпинимаем нормальный модуль m=2мм
Делительный диаметр шестерни.
мм
Делительный диаметр колеса.
мм
Расчетная ширина колесa.
мм
Расчетная ширина шестерни.
мм
Число зубьев шестерни и колесa примем.
Диаметры выступов зубьев:
|
Диаметры впадин зубьев:
Определим окружную скорость
м/с
Проверочный расчет на усталость по контактным напряжениям прямозубой передачи.
По табл. 9,9[1] принимаем 9-ю степень точности.
Определяем контактные напряжения (10.7 [6 ])
-
коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых
колес (таблю10.10 [6 ])
- коэффициент, учитывающий форму сопряженных
поверхностей зубьев. Для зубчатых колес с прямыми зубьями (стр.243 [6 ]):
;
-
коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий.Для прямозубых колес:
;
где коэффициент
торцевого перекрытия
[1,стр236];
=0.85
окружная
сила на валу шестерни (стр.243 [6
]):
H
крутящий
момент на валу шестерни
Коэффициент
нагрузки
где -
коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку для приводов;
=1
-
коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями .
-
для прямозубых колес
-
коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца при
(стр.244 [6 ]):
=1,04
- коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении .
Расчетные контактные напряжения
Условие прочности выполняется.
Проверочный расчет зубьев на усталость при изгибе.
Расчетные напряжения (10.11 [6 ]):
Расчет
выполняется для того зубчатого колеса, у которого меньше отношение
- коэффициент формы зуба (рис.10.27 [6 ] ).
Определяем в зависимости от числа зубьев эквивалентного числа зубьев
;
;
Найдем
отношение .
Дальнейший расчет будем производить для того зубчатого колеса у которого это
отношение меньше
Таким образом проверочный расчет выполняем для колеса
Коэффициент
нагрузки
-
коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, зависит от
коэффициента осевого перекрытия(стр.251
[6 ] )
(для
прямозубых передач)
-
коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца (рис.10.20 [6 ] ).
=1,25
- коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении .
Условие прочности выполняется.
Аналогичный расчет проводим и для передач Z3-Z4
3.3.Предворительный расчет валов
Ориентировочный (предварительный) расчет валов проведем из расчета на кручение, по пониженным допускаемым напряжениям, косвенно учитывая тем самым действие на валы изгибающих моментов. (14.7 [1])
5.1. Допускаемые напряжения для валов из сталей ст.6, ст. 45, ст.40ХН и т.д.
-
для быстроходного (ведущего) вала,
-
для промежуточного вала,
-
для тихоходного вала,
5.2. Быстроходный вал. Крутящий момент на валу ,
где -
крутящий момент на валу,
Округляем по ГОСТ 6636-69 до
Диаметр вала под уплотнением:
Диаметр вала под подшипником:
Диаметр вала под шестерней:
5.3. Промежуточный вал. Крутящий момент на валу ,
Округляем по ГОСТ 6636-69 до
Диаметр вала под подшипником:
Диаметр вала под шестерней:
5.4. Тихоходный вал. Крутящий момент на валу ,
Округляем по ГОСТ 6636-69 до
Диаметр вала под уплотнением:
Диаметр вала под подшипником:
Диаметр вала под колесом:
3.4.Предварительный выбор подшипников.
Выбор наиболее рационального типа подшипника для данных условий работы весьма сложен и зависит от передаваемой мощности, типа передачи, сил в зацеплении, частоты вращения внутреннего кольца, срока службы и стоимости.
Учитывая то, что на быстроходный и промежуточный действуют довольно большие осевые, радиальные и окружные силы примем для них шариковые радиально-упорные однорядных подшипники легкой серии. Для входного вала подшипник 46210 ГОСТ 831-75:d=35мм; D=90мм; B=20мм; Сr=40,6кН; a=26°. Для промежуточного вала подшипник 36211 ГОСТ 831-75:d=45мм; D=100мм; B=21мм; Сr=58.4кН; a=12°.Т.к. на тихоходный вал действуют только окружные и радиальные силы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.