Анализ существующих автоматизированных обучающих систем. Автоматизированные обучающие системы как технические средства обучения

Страницы работы

Содержание работы

1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

1.1. Анализ существующих автоматизированных обучающих систем

АОС относятся к специфическому виду технических средств обучения и призваны облегчить труд преподавателя и освободить его от трудоемкой работы. При создании и внедрении АОС в первую очередь необходимо определить место обучающих систем в едином учебном процессе, выявить и обосновать формы их применения и соотношения между традиционными и автоматизированными методами обучения.

Автоматизированные обучающие системы как технические средства обучения развиваются в рамках существующего учебного процесса, поэтому должны в большей или меньшей степени быть совместимы с этим процессом с точки зрения характера управляющих воздействий. Однако специфика АОС может эффективно проявится в создании или новых форм и видов учебного процесса, или новых видов управляющих воздействий. В настоящее время некоторые из них начинают развиваться в АОС в рамках активных методов обучения. Большие перспективы связывают с развитием методов деловых игр, психологического тестирования в процессе обучения с целью адаптации системы к текущим параметрам человека, информационно-справочного обеспечения учебного процесса, управления и контроля самостоятельной работы и др. [1].

Реализация новых видов управляющих воздействий в условиях применения АОС в значительной степени упрощается благодаря двум факторам: 1) индивидуализации обучения; 2) ретроспективному и текущему анализу статистики о ходе процесса обучения, позволяющему в достаточной степени оперативно, с одной стороны, оценить уровень обученности как индивидуально, так и по группам в целом, а с другой – ввести необходимую корректировку в процесс управления, например, изменить или модернизировать обучающую программу.

Автоматизированное обучение развивается на основании методов программированного обучения и применения ЭВМ [1].

Программированное обучение предполагает управление познавательной деятельностью или по линейной, или по разветвленной программе, которая должна обеспечить адаптацию процесса обучения к индивидуальным характеристикам обучаемых. Адаптивность должна достигаться введением большого числа ветвлений программы.

Автоматизированное обучение включает приемы программированного обучения как частный и наиболее простой для реализации случай. В АОС может быть реализовано практически любое разумное число ветвлений программы; будучи принципиально самообучающейся, система может в процессе взаимодействия с обучаемым генерировать новые ветви, приближаясь по своим возможностям к преподавателю, который примерно таким же образом накапливает опыт в процессе работы; но главное отличие, позволяющее выделить автоматизированное обучение в самостоятельный класс, - диалог обучаемого с ЭВМ в реальном масштабе времени.

Существующие методы создания компьютерных учебных курсов можно разделить на прямой, косвенный и комбинированный методы [3]. Технология 1-го метода представляет собой разработку программ путем непосредственного программирования на одном из языков высокого уровня. Более прогрессивная косвенная технология представляет собой разработку компьютерных учебных курсов с помощью специальных программ – инструментальных систем общего и специального назначения. Технология комбинированного создания компьютерных курсов объединяет достоинства первых двух методов.

Проводимые в настоящее время разработки в области компьютеризации обучения укрупненно можно классифицировать по следующим трем направлениям [4]:

- Разработка узкоспециализированных контролирующих программ и технических средств;

- Создание специализированных обучающих программ по определенным учебным дисциплинам;

- Разработка универсальных программных средств для создания обучающих и контролирующих программ.

Опыт работ в этих направлениях показывает, что использование компьютеров позволяет индивидуализировать учебный процесс, придать ему большую контролируемость, гибкость. При автоматизированном обучении студент имеет объективные данные о результате своей работы и динамике качества знаний, т.е. осуществляется новый и очень важный для студента вид обратной связи через подсистему статистического анализа процесса обучения. Компьютер предоставляет также преподавателям большой резерв поддержки в организации занятий. Появляется возможность переложить на «плечи» ЭВМ большую часть контрольных функций и реакций на ошибки учащихся, а преподавателя освободить от рутинного контроля. Статистические данные могут помочь преподавателю выработать меры как по индивидуальному подходу к студентам, так и к группе в целом, а студенту внести коррективы в методику учения. Таким образом, автоматизированное обучение, оставаясь по форме индивидуальным и самостоятельным, становится управляемым и контролируемым [1, 4, 5].

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Дипломы, ГОСы
Размер файла:
71 Kb
Скачали:
0