1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
1.1. Анализ существующих автоматизированных обучающих систем
АОС относятся к специфическому виду технических средств обучения и призваны облегчить труд преподавателя и освободить его от трудоемкой работы. При создании и внедрении АОС в первую очередь необходимо определить место обучающих систем в едином учебном процессе, выявить и обосновать формы их применения и соотношения между традиционными и автоматизированными методами обучения.
Автоматизированные обучающие системы как технические средства обучения развиваются в рамках существующего учебного процесса, поэтому должны в большей или меньшей степени быть совместимы с этим процессом с точки зрения характера управляющих воздействий. Однако специфика АОС может эффективно проявится в создании или новых форм и видов учебного процесса, или новых видов управляющих воздействий. В настоящее время некоторые из них начинают развиваться в АОС в рамках активных методов обучения. Большие перспективы связывают с развитием методов деловых игр, психологического тестирования в процессе обучения с целью адаптации системы к текущим параметрам человека, информационно-справочного обеспечения учебного процесса, управления и контроля самостоятельной работы и др. [1].
Реализация новых видов управляющих воздействий в условиях применения АОС в значительной степени упрощается благодаря двум факторам: 1) индивидуализации обучения; 2) ретроспективному и текущему анализу статистики о ходе процесса обучения, позволяющему в достаточной степени оперативно, с одной стороны, оценить уровень обученности как индивидуально, так и по группам в целом, а с другой – ввести необходимую корректировку в процесс управления, например, изменить или модернизировать обучающую программу.
Автоматизированное обучение развивается на основании методов программированного обучения и применения ЭВМ [1].
Программированное обучение предполагает управление познавательной деятельностью или по линейной, или по разветвленной программе, которая должна обеспечить адаптацию процесса обучения к индивидуальным характеристикам обучаемых. Адаптивность должна достигаться введением большого числа ветвлений программы.
Автоматизированное обучение включает приемы программированного обучения как частный и наиболее простой для реализации случай. В АОС может быть реализовано практически любое разумное число ветвлений программы; будучи принципиально самообучающейся, система может в процессе взаимодействия с обучаемым генерировать новые ветви, приближаясь по своим возможностям к преподавателю, который примерно таким же образом накапливает опыт в процессе работы; но главное отличие, позволяющее выделить автоматизированное обучение в самостоятельный класс, - диалог обучаемого с ЭВМ в реальном масштабе времени.
Существующие методы создания компьютерных учебных курсов можно разделить на прямой, косвенный и комбинированный методы [3]. Технология 1-го метода представляет собой разработку программ путем непосредственного программирования на одном из языков высокого уровня. Более прогрессивная косвенная технология представляет собой разработку компьютерных учебных курсов с помощью специальных программ – инструментальных систем общего и специального назначения. Технология комбинированного создания компьютерных курсов объединяет достоинства первых двух методов.
Проводимые в настоящее время разработки в области компьютеризации обучения укрупненно можно классифицировать по следующим трем направлениям [4]:
- Разработка узкоспециализированных контролирующих программ и технических средств;
- Создание специализированных обучающих программ по определенным учебным дисциплинам;
- Разработка универсальных программных средств для создания обучающих и контролирующих программ.
Опыт работ в этих направлениях показывает, что использование компьютеров позволяет индивидуализировать учебный процесс, придать ему большую контролируемость, гибкость. При автоматизированном обучении студент имеет объективные данные о результате своей работы и динамике качества знаний, т.е. осуществляется новый и очень важный для студента вид обратной связи через подсистему статистического анализа процесса обучения. Компьютер предоставляет также преподавателям большой резерв поддержки в организации занятий. Появляется возможность переложить на «плечи» ЭВМ большую часть контрольных функций и реакций на ошибки учащихся, а преподавателя освободить от рутинного контроля. Статистические данные могут помочь преподавателю выработать меры как по индивидуальному подходу к студентам, так и к группе в целом, а студенту внести коррективы в методику учения. Таким образом, автоматизированное обучение, оставаясь по форме индивидуальным и самостоятельным, становится управляемым и контролируемым [1, 4, 5].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.