Принимаем предварительный коэффициент нагрузки К=1,5 т.к. колёса расположены не на краях валов и поэтому валы могут испытывать изгибающий момент.
Передаточное число
По , допускаемому
контактному напряжению для материала колеса
,
и К=1,5 для прямозубых колёс находим межосевое расстояние а=1350мм
и округляем его по ГОСТУ 2185-66 принимаем а=1400мм.
Принимаем модуль по соотношению:
m= (0.010.02)
a=28
Принимаем по ГОСТу9563-60
m=28
Суммарное число зубьев:
Число зубьев шестерни:
принимаем =26
Число зубьев колеса:
Фактическое передаточное число:
Основные размеры шестерни и колеса:
Проверяем соблюдение условия:
Ширина колеса:
Ширина шестерни может быть равна ширине колеса или
Принимаем ширину
шестерни =150мм
Окружная скорость:
По (2,табл.10.8) принимаем 9-ю степень точности.
Уточняем коэффициент нагрузки. По (2,табл.10.11) в зависимости от и
9-ой степени точности для не симметричного расположения зубчатого колеса
находим
По формуле подсчитаем:
По (2,табл.10.9) для скорости 1,07мм при твердости до НВ200
для 9-ой степени точности находим
Коэффициент нагрузки:
Проверяем расчётные контактные напряжения по формуле:
Проверка прочности зубьев на изгиб:
а) проводим
сравнительную оценку прочности на изгиб зубьев шестерни и колеса, для чего находим
произведения
Следует проверить на изгиб зубья шестерни, так как её прочность ниже, чем прочность зубьев колеса.
б) находим момент на шестерне:
в) расчетные напряжения изгиба в опасном сечении зуба шестерни:
,
следовательно, прочность на изгиб обеспечена.
Расчёт промежуточного вала, с помощью которого передаётся крутящий момент от редуктора к прямозубой цилиндрической передаче.
Расчетная схема промежуточного вала
Рассчитанные ранее исходные данные:
передаваемый
момент,
Материал
вала Ст45 нормализованная,
Диаметр делительной
окружности шестерни
Угол наклона зубьев
На вал действует не
уравновешивающая составляющая усилия, передаваемого муфтой .
Для начала определим усилия, действующие в зацеплении:
- окружное
- радиальное
- осевое
Неуравновешенная составляющая усилия, передаваемого муфтой:
Расстояние между опорами:
где =150мм
W=84мм
Расстояние между муфтой и левым подшипником:
Определим опорные реакции в вертикальной плоскости:
Изгибающие моменты в вертикальной плоскости:
Опорные реакции в горизонтальной плоскости:
Изгибающие моменты в горизонтальной плоскости:
Суммарный изгибающий момент в наиболее нагруженном сечении:
Эквивалентный момент по 3-й теории прочности:
Диаметр вала под шестерней:
,
учитывая ослабление сечения шпоночной канавкой, увеличиваем расчётный
диаметр приблизительно на 10% и принимаем окончательно по ГОСТу 6636-69
диаметр под шестерней d=110мм.
Пределы
выносливости стали 45 при изгибе
при кручении ,
.
Нормальные напряжения для сечения под шестерней:
, где
Касательные напряжения от нулевого цикла для сечения под шестерней:
, где
.
Эффективные
коэффициенты концентрации напряжении (шпоночная канавка) для стали 45 с
пределом прочности не менее :
Масштабные факторы для вала d=110мм:
Коэффициенты, учитывающие влияние постоянной составляющей цикла для среднеуглеродистых сталей:
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
Общий коэффициент запаса прочности:
Таким образом, и прочность, и жесткость обеспечены.
2.4. Подбор подшипников
Выбираем по ГОСТ 22428-88 роликовые радиальные двухрядные сферические подшипники с параметрами: d=100мм, D= 215мм, В = 73мм. Подшипник 3620 (средняя широкая серия).
Рис. Роликоподшипник радиальный сферический двухрядный
Определим эквивалентную динамическую нагрузку по формуле:
P = (X-V-R)K1 -K2, где
V= 1 - коэффициент вращения (2, стр. 246)
X = 1 -коэффициент радиальной нагрузки (2, стр. 241)
R = 580Н-радиальная нагрузка,
К1 = 1,2 - коэффициент, учитывающий динамичность внешней нагрузки,
К2=1-коэффициент, учитывающий влияние температуры подшипникового узла
Номинальная долговечность подшипника в миллионах оборотов:
, где р = 3 - степенной
показатель,
С = 460кH - динамическая грузоподъёмность,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.