Базовые экономические понятия. Альтернативная стоимость строительства кооперативного гаража

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Возросла доля акцизных сборов с 36,9 до 65,9%, в то время как в США этот показатель достиг 13,9%. В США основная часть дохода бюджета складывается из двух показателей: подоходного налога с физических лиц (38,3%) и отчислений на социальное страхование (33%). Сумма этих налогов в 1994 г. составляла 71,3%. В России в 1996 г. основную часть дохода обеспечили акцизные сборы – 65,9%.

Что касается расходной части бюджетов стран, то в США основная статья – расходы на социальное обеспечение (45,7%). В России на эти цели расходовалось не более 9,1%, а в основном (более 50%) на правоохранительную деятельность, содержание государственного аппарата, государственную поддержку отраслей и др. В США на эти цели направлялось лишь 16 и 12,1%, причем за рассматриваемый период произошло снижение этого показателя почти на 4%.

Сравним абсолютные показатели дефицита бюджетов. В США он составлял 264 млрд. долл. В России – более чем в 60 раз меньше: 20,28 млрд. долл. (64 900 млрд. руб./3200 руб.) в 1994 г. и 32,36 млрд. долл.            (178 000 млрд. руб./5500 руб.) в 1996 г. Однако относительно величины произведенного продукта и дохода бюджета дефицит бюджета в России значительно больше.

Величина ВВП, произведенного в США в 1994 г., составляла 6481,9 млрд. долл. (поступления в бюджет США в 1994 г. по условию задачи составили 1252 млрд. долл., что соответствует 19,3% ВВП). Доля дефицита в бюджете страны составляла 21,1%, или 4,1% ВВП. Дефицит бюджета России в 1994 г. был равен 10,3% ВВП (в США этот показатель в 2,5 раза ниже), в 1996 г. несколько снизился и составил 6,9% ВВП.

Доля дефицита в бюджете России составляла соответственно и , что в два раза превышает соответствующий показатель США.

Принципиальное отличие дефицитов федеральных бюджетов США и России заключается в том, что в США он сопряжен был с наращиванием социальных расходов, тогда как в России он обслуживал непроизводительную деятельность части государственного аппарата. Несмотря на то что государство «избавилось» от управления народным хозяйством, расходы на содержание государственных структур увеличились по сравнению с советским периодом в 2–3 раза. Это свидетельствует о нарастающем процессе бюрократизации государства Российского.

Ø  Задание 2

Для оценки степени опасности бюджетного дефицита используются коэффициенты, выражающие долю бюджетного дефицита в ВВП () и расходах бюджета (). Считается опасным приближение  к 10%,                                      а  – к 33%, так как это грозит развертыванием процесса гиперинфляции. Как показывает практика, существует прямая связь между небольшим увеличением дефицита бюджета (десятые доли процента от ВВП), экономическим ростом и безработицей.

Можно ли для анализа бюджетного дефицита ограничиться использованием только относительных показателей? Если нельзя, то как абсолютные показатели могут его дополнить?

Сравнив данные табл. 2, укажите, как изменилось экономическое положение России за период с 1993 по 1996 г.

Таблица 2

Годы

Бюджетный дефицит, трлн. руб.

Бюджетный дефицит, %

ВВП,

трлн. руб.

Расходы бюджета, трлн. руб.

к ВВП

к расходам бюджета

1993

7,9

4,8

13,7

162.3

57,7

1994

62,7

9,95

26,7

630

234,8

1995

48,9

3

17,8

1631

275,6

1996

94,8

4,2

21,7

2256

435,7

Определеннные МВФ

1993

26,8

490,1

162,3

1994

64,9

10.3

47,2

630

137,4

1995

86,7

5,3

30,6

1631

283.3

1996

178,0

7,9

37,5

2256

474.3

v  Комментарий к заданию

Коэффициенты, выражающие степень опасности бюджетного дефицита, рассчитываются по формулам:

,

.

Данные экономической практики подтверждают прямую зависимость между увеличением дефицита бюджета на десятые доли процента от ВВП (это соответствует увеличению ) и темпами снижения экономического роста и увеличения безработицы, что доказывает важность этого показателя для анализа изменения экономической ситуации в стране. Однако абсолютные показатели позволяют вести основной качественный анализ, давать оценку уровню экономического развития страны, его потенциальным возможностям. Так, снижение уровня бюджетного дефицита в 1995 г.  = 3 %,  = 17,8 % означало улучшение этих показателей (по определению МВФ  = 5,3 %,  = 30,6 %), что, казалось бы, свидетельствовало о достаточно благополучном проведении экономических реформ в стране, в то время как экономический кризис на протяжении указанного периода реформ лишь усугублялся. В данном случае снижение (улучшение) относительных показателей ,  происходило в России на фоне общего снижения абсолютных показателей, характеризующих социально-экономическое развитие страны.

Ø  Задание 3

Различают понятия активного и пассивного дефицита бюджетов. Поясните сущность этих категорий, раскрыв причины возникновения каждого из типов дефицитов бюджетов.

Как в связи с этим можно классифицировать дефицит государственного бюджета в России в 1995 г., если недопоступления в бюджет по всем доходам составили 13%?

v  Комментарий к заданию.

Термин «активный дефицит бюджета» используется в рамках кейнсианской школы. Он определяется как разница между расходами и доходами бюджета. Его величина растет при росте расходов и сокращении налоговых поступлений. Активный дефицит бюджета используется как способ повышения хозяйственной активности экономических субъектов.

Термин «пассивный дефицит бюджета» характеризует снижение хозяйственной активности экономических субъектов в результате сокращения государственных доходов.

Недопоступления в бюджет России в 1995 г. свидетельствуют о наличии пассивного дефицита бюджета. Дефицит бюджета следует увеличить на сумму налоговых поступлений

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Экономика
Тип:
Практика
Размер файла:
2 Mb
Скачали:
0