Тульский государственный университет
Кафедра прикладной математики и информатики
Выполнил ст. гр.
Проверил к.т.н., доц. А
Тула 2001
ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
I. ЦЕЛЬ РАБОТЫ.
Приобретение навыков расчета и оптимизации характеристик реальных систем массового обслуживания.
II. ЗАДАНИЕ.
На основе результатов исследования потока заявок в реальной системе массового обслуживания и построения математической модели, полученных в работе №4, оптимизировать данную систему: парикмахерскую.
Необходимо:
1. По вычисленным основным параметрам входных и выходных потоков построить математическую модель системы и определить вероятности ее состояний. Рассчитать основные показатели эффективности функционирования СМО, включая экономические оценки;
2. Предложить 1-3 варианта усовершенствования системы, с целью повышения ее эффективности функционирования по экономическим параметрам (критериям). Произвести экономическую оценку различных вариантов организации работы системы и выбрать наилучший из них.;
3. Проанализировать полученные результаты.
III. РЕШЕНИЕ.
На основании работы №4 имеем следующие данные.
В парикмахерскую приходят клиенты с интенсивностью клиента за 30 минут. В салоне работают мастера. Помещение парикмахерской может разместить только 10 человек, ожидающих своей очереди, и приходящие клиенты не могу ждать в очереди более 1 часа. Среднее время одной стрижки составляет 21.9 минут. Для улучшения обслуживания были сделаны два предположения:
1) нанять еще одного мастера;
2) нанять еще двух мастеров.
Найм одного мастера обойдется в 20 тыс.руб. в год. Потери от отказа в своевременном обслуживании одного клиента 80 руб. Потери от простоя одного мастера 7 руб в час. Из трех возможных вариантов системы (три, четыре или пять мастеров) необходимо выбрать лучший по критерию минимальных приведенных затрат. ()
Все величины приведем к годовому периоду времени. Имеем:
- клиентов в час, за рабочий день (10 ч.): 70 кл., за год: 24920;
- среднее обслуживания одного клиента: 21,9мин или 0,365ч., тогда .
Имеем СМО смешанного типа с ограничениями по длине очереди (человек) и времени ожидания в очереди (час). Ее характеристики:
; ; ; ; ; .
Коэффициент загрузки системы: .
1. Определим вероятности отказов в рассматриваемых случаях:
a)
b)
c)
2. Определим простои системы:
a)
простои за год составляют: ч.
b) Здесь простои мастеров будут складываться следующим образом: ;
c) простои за год в этом случае ;
Конечные результаты расчетов сведем в следующую таблицу:
Число мас-теров |
Вероятн-ть отказа в обслуживании |
Простои мастеров за год, ч. |
Кол-во отказов в год |
Потери от отказов за год, р. |
Потери от простоев мастеров |
Дополнительные затраты,р. |
Приведенные затраты, р. |
3 |
0.2712 |
7066.527 |
6758 |
540640 |
49465.7 |
0 |
590105.7 |
4 |
0.1177 |
1291.692 |
2933 |
234640 |
9041.8 |
20000 |
247681.8 |
5 |
0.0446 |
3225.404 |
1112 |
88960 |
22577.8 |
40000 |
119537.8 |
Выгоднее иметь пять мастеров, т.е. необходимо нанять еще двух.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.