Потом они (татары) смешались и породнились с ними (кипчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (татар), и все они стали точно кипчаки, как будто они одного (с ними) рода, оттого, что монголы поселились на земле кипчаков, вступали в брак с ними и оставались жить в земле их». Это замечание средневекового историка подтвердили раскопки золотоордынских некрополей XIV в.» (Егоров В.Л. С. 155, 156).
В государстве уже к XIV в. существовал развитый аппарат чиновников. Две высшие чиновничьи должности Золотой орды – беклярибек (бек над беками) и везир. Беклярибек являлся главнокомандующим и осуществлял функции министра иностранных дел. Кроме того, в его руках была сосредоточена высшая судебная власть в государстве. Беклярибеком был знаменитый Мамай. Везир возглавлял центральный орган исполнительной власти – диван. Диван состоял из нескольких палат во главе с секретарями, которые контролировали внутренние дела государства.
Важно отметить весьма высокий уровень развития городской культуры в Золотой Орде. При хане Узбеке в 30-е годы XIV в. в 70 км севернее первой столицы – г. Сарай* (Старый Сарай) строится новая столица – г. Сарай ал-Джедид (Новый Сарай, Сарай-Берке) на Волге. Археологическими остатками Сарая-Бату является городище у с. Селитренное Харабалинского р-на Астраханской обл. Его площадь составляет ок. 10 кв. км. Арабский автор Ибн Батута писал в XIV в.: «Город Сарай – один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами. … Однажды мы прошли его в ширину, пошли и вернулись через полдня. И все это сплошной ряд домов, где нет ни пустопорожних мест, ни садов». В городе проживали монголы, аланы, кипчаки, черкесы, русские и византийцы: «каждый народ живет в своем участке отдельно; там и базары их» (цит. по: Егоров В.Л. С. 115). Учитывая веротерпимость монголов, Сарай был центром православной Сарайской епархии. После принятия ислама в 1312 г. в качестве государственной религии мечети в этом городе сосуществовали с православными храмами.
«Археологические исследования рисуют город чрезвычайно благоустроенным для своего времени населенным пунктом, располагавшим водопроводной и канализационно-сточной системами. Строительство дворцов и зданий общественного характера велось из обожженного кирпича на известковом растворе. Дома рядовых жителей возводились из сырца и дерева. О роскоши дворцовых построек Сарая свидетельствуют два раскопанных объекта, каждый из которых занимал площадь в несколько сот квадратных метров. Их жилые комнаты характеризуются стандартной для Золотой Орды планировкой с отопительной системой типа канов и П-образными лежанками-суфами. Парадные помещения, кроме обширных размеров, отличались пышностью и роскошью отделки. В полу одного из них был сделан бассейн с проточной водой, за которым находилось возвышение для трона под балдахином. Стены приемного зала другого дворца украшали наборные майоликовые панно, изразцы которых были обильно покрыты сусальным золотом.
Сарай был также крупнейшим в государстве центром ремесленного производства. Целые кварталы города занимали ремесленники, специализировавшиеся на какой-то определенной отрасли (металлургической, керамической, ювелирной, косторезной и др.). Раскопки только одной керамической мастерской, специализировавшейся на выпуске поливной посуды и различных архитектурных деталей (разноцветных изразцов и резной терракоты), показали, что она занимала площадь в сотни квадратных метров» (Егоров В.Л. С. 116).
Археологическими остатками Сарая ал-Джедида является городище у с. Царев Ленинского р-на Волгоградской обл. «Характерной чертой его микротопографии является квартально-усадебная планировка, хорошо про-слеживающаяся на поверхности городища до настоящего времени. Первоначальное ядро города составляли несколько крупных аристократических усадеб. В этот же период на площади будущего растущего города существовали большие землянки для рабов, согнанных сюда в качестве основных производителей строительных работ» (Егоров В.Л. С. 114). Известно о широком применении рабского труда и в ремесленном производстве ордынских городов.
Крупнейшими городами Золотой Орды, кроме двух столичных, были Хорезм (Ургенч), Гюлистан, Булгар, Биляр, Азак, Крым, Кафа, Хаджитархан, Орда-Базар, Бек-Базар, Укек, Сарайчик, Мохши, Шехр ал-Джедид, Маджар, Бельджамен, Тюмень, Трестаго, Аккерман. Общее число ордынских городов достигало 140. Строились они, главным образом, за счет рабского труда покоренных народов. Решающее влияние на культурный облик этих городов оказали
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.