Русские земли в XIVв. Центростремительные тенденции. Установление гегемонии Московского княжества в Северо-Восточной Руси

Страницы работы

25 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Потом они (татары) смешались и породнились с ними (кипчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (татар), и все они стали точно кипчаки, как будто они одного (с ними) рода, оттого, что монголы поселились на земле кипчаков, вступали в брак с ними и оставались жить в земле их». Это замечание средневекового историка подтвердили раскопки золотоордынских некрополей XIV в.» (Егоров В.Л. С. 155, 156).

В государстве уже к XIV в. существовал развитый аппарат чиновников. Две высшие чиновничьи должности Золотой орды – беклярибек (бек над беками) и везир. Беклярибек являлся главнокомандующим и осуществлял функции министра иностранных дел. Кроме того, в его руках была сосредоточена высшая судебная власть в государстве. Беклярибеком был знаменитый Мамай. Везир возглавлял центральный орган исполнительной власти – диван. Диван состоял из нескольких палат во главе с секретарями, которые контролировали внутренние дела государства.

Важно отметить весьма высокий уровень развития городской культуры в Золотой Орде. При хане Узбеке в 30-е годы XIV в. в 70 км севернее первой столицы – г. Сарай* (Старый Сарай) строится новая столица – г. Сарай ал-Джедид (Новый Сарай, Сарай-Берке) на Волге. Археологическими остатками Сарая-Бату является городище у с. Селитренное Харабалинского р-на Астраханской обл. Его площадь составляет ок. 10 кв. км. Арабский автор Ибн Батута писал в XIV в.: «Город Сарай – один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами. … Однажды мы прошли его в ширину, пошли и вернулись через полдня.  И все это сплошной ряд домов, где нет ни пустопорожних мест, ни садов». В городе проживали монголы, аланы, кипчаки, черкесы, русские и византийцы: «каждый народ живет в своем участке отдельно; там и базары их» (цит. по: Егоров В.Л. С. 115). Учитывая веротерпимость монголов, Сарай был центром православной Сарайской епархии. После принятия ислама в 1312 г. в качестве государственной религии мечети в этом городе сосуществовали с православными храмами.

«Археологические исследования рисуют город чрезвычайно благоустроенным для своего времени населенным пунктом, располагавшим водопроводной и канализационно-сточной системами. Строительство дворцов и зданий общественного характера велось из обожженного кирпича на известковом растворе. Дома рядовых жителей возводились из сырца и дерева. О роскоши дворцовых построек Сарая свидетельствуют два раскопанных объекта, каждый из которых занимал площадь в несколько сот квадратных метров. Их жилые комнаты характеризуются стандартной для Золотой Орды планировкой с отопительной системой типа канов и           П-образными лежанками-суфами. Парадные помещения, кроме обширных размеров, отличались пышностью и роскошью отделки. В полу одного из них был сделан бассейн с проточной водой, за которым находилось возвышение для трона под балдахином. Стены приемного зала другого дворца украшали наборные майоликовые панно, изразцы которых были обильно покрыты сусальным золотом.

Сарай был также крупнейшим в государстве центром ремесленного производства. Целые кварталы города занимали ремесленники, специализировавшиеся на какой-то определенной отрасли (металлургической, керамической, ювелирной, косторезной и др.). Раскопки только одной керамической мастерской, специализировавшейся на выпуске поливной посуды и различных архитектурных деталей (разноцветных изразцов и резной терракоты), показали, что она занимала площадь в сотни квадратных метров» (Егоров В.Л. С. 116).

Археологическими остатками Сарая ал-Джедида является городище у с. Царев Ленинского р-на Волгоградской обл. «Характерной чертой его микротопографии является квартально-усадебная планировка, хорошо про-слеживающаяся на поверхности городища до настоящего времени. Первоначальное ядро города составляли несколько крупных аристократических усадеб. В этот же период на площади будущего растущего города существовали большие землянки для рабов, согнанных сюда в качестве основных производителей строительных работ» (Егоров В.Л. С. 114). Известно о широком применении рабского труда и в ремесленном производстве ордынских городов.

Крупнейшими городами Золотой Орды, кроме двух столичных, были Хорезм (Ургенч), Гюлистан, Булгар, Биляр, Азак, Крым, Кафа, Хаджитархан, Орда-Базар, Бек-Базар, Укек, Сарайчик, Мохши, Шехр ал-Джедид, Маджар, Бельджамен, Тюмень, Трестаго, Аккерман. Общее число ордынских городов достигало 140. Строились они, главным образом, за счет рабского труда покоренных народов. Решающее влияние на культурный облик этих городов оказали

Похожие материалы

Информация о работе