Николо-Зарецкая (Демидовская) церковь. История церкви с момента основания до конца второго десятилетия 18 века

Страницы работы

22 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Возможно, появление его в Николо-Зарецком храме связано с подготовкой к освящению нижней Никольской церкви, приходившемся, по всей видимости, именно на этот год: данное евангелие могло входить в комплект абсолютно необходимых культовых предметов, без которых разрешение на освящение не выдавалось.

Отметим еще одно издание 18 века из Николо-Зарецкой церкви: "Книгу праздничных проповедей" (ТОКМ 324). Титульный лист ее не сохранился, но издана она несомненно не позднее 1822 г. (этим годом датирована одна из записей на форзаце). В музейной документации середины 30-х гг. книга датирована 1793 годом, на основании, вероятно, существовавшего в то время титульного листа. На форзаце книги имеется автограф протоиерея Иродиона Иванова, деятельность которого при Николо-Зарецкой церкви начинается в 1811 г.

7. Церковный некрополь

Некрополь Николо-Зарецкой церкви состоял из двух частей: внешней (по отношению к первоначальному и новому храмам), наиболее значительной по числу захоронений, и внутрицерковной. Последняя включала погребения в церкви, предшествовавшей нынешней (данных о них нет, но существование их достаточно вероятно), и захоронения внутри существующего церковного здания.

"Закат"  кладбищ при городских приходских церквях начался после именного указа от 12 апреля 1722 г., потребовавшего, чтобы надгробные камни на них опускались вровень с землей или использовались для церковных строений. Следующий, еще более серьезный удар по приходским кладбищам нанес указ от 31 декабря 1731 г. Точные даты закрытия тульских приходских кладбищ не известны, но в Москве, по некоторым данным, "подавляющая часть старых церковных кладбищ, расположенных у приходских храмов, была упразднена еще Петром I в начале XVIII в.". При этом первое общегородское (Лазарево) кладбище в старой столице было основано лишь в 1750 году. Надо полагать, что приходские кладбища в ней (как и в других городах), свертывались постепенно, поскольку при отсутствии достаточного числа общегородских кладбища монастырские лишь частично могли заменить их. Функционирование кладбищ при приходских церквях окончательно прекратилось лишь после эпидемии чумы 1771 г.: указы - именной 1771 г. и синодский от 24 мая того же года  - запретили погребать мертвые тела в черте города и потребовали отведения для этой цели особых мест за нею. Именно с этого времени начинается история тульского Всехсвятского кладбища.

Таким образом, прекращение практики захоронений на кладбище при Николо-Зарецкой церкви относится к периоду с 1722 по 1771 год. Разумеется, оно не привело к немедленному исчезновению его из памяти после закрытия. Об этом говорит факт резервирования занимаемого им участка при определении мест под жилые дворы на плане конца 1730-х гг., а также то, что в ходе застройки района по утвержденному в 1779 г. генеральному плану города в строго регулярную  планировочную структуру проник и закрепился в ней фрагмент, имеющий нерегулярную планировку: неправильной формы (в плане) незастроенное пространство к востоку и северу от церкви - то есть именно там, где, как мы полагаем, находилось кладбище.

Именно такая планировка изображена на плане Заречья рубежа 18-19 вв. Квартал, в котором находится церковь, обозначен здесь номером 13; он разделен Никольским переулком на две приблизительно равные части. К северу от храма располагается неправильной формы участок, не занятый дворами; в центре его находится г-образная в плане каменная постройка. К этому участку примыкают дворы священно- и церковнослужителей, а с запада - дворовое место с каменным домом, принадлежащие заводчику П.Красильникову.

Обратим внимание на то, что несмотря на примерно два десятилетия, прошедших с момента начала реализации генерального плана 1779 г., границы прилегающих к участку дворовых мест проходят, не считаясь с жестким ритмом членений регулярной планировки, что позволяет видеть в них наследие планировки допожарной. Уберечься от раздела по стандартной сетке квартал мог только в том случае, если существовала особая причина, мешавшая перемежевать какую-то часть его. Дворы священнослужителей были не более неприкосновенными, чем любые другие частные владения, следовательно, дело заключалось в незастроенном участке к северу и северо-востоку от церкви. Единственное приходящее на ум объяснение столь бережного отношения

Похожие материалы

Информация о работе