Производство славного русского оружия. Реструктуризация областных центров. Учреждение воеводской канцелярии, страница 3

Змачи 1 нльно возросло население Заречья. Начальство приняло меры к упорядочению застройки. В 1739 г. было предписано «для опасности от пожара» селиться оружейникам «от всех сторон каменного оружейного двора не менее 150 сажен» (320 метров).

Так невдалеке от въезда в город с севера появилась обширная площадь и постепенно создалась «регулярная» планировка слободы в виде прямоугольной сетки взаимно пересекающихся улиц.

Вдоль берега Упы богатые оружейники возводили каменные дома Настоящим дворцом был дом А. Н. Демидова, где не раз останавливались «высокие особы» (не сохранился). Вблизи была построена Никольская церковь (1730—1734 гг.) — усыпальница демидовского рода. Рядом на могиле Н. Демидова когда-то лежала чугунная плита на с надписью: «...Тулянин оружейного дела мастер» (не сохранилась). В архитектурном облике здания своеобразно сочетались черты петербургского барокко12 и традиции русской архитектуры XVII в. Особенно заметны они в высокой столпообразной колокольне. Она отчасти напоминает извес ную башню Невьянского завода (может быть, ее строили те же демидовские мастера). Когда-то на колокольне стояли часы, и мерный бой их далеко разносился над тихим Заречьем ..

Далее по берегу стоял дом одного из Баташевых (Комсомольская, 2), в типичном для Тулы стиле барокко. Но общий характер застройки все же определяли дома оружейников, которые в зелени садов стояли вдоль уходящих в гору улиц. Заречье со стороны посада выглядело весьма живописно.

По-иному к середине XVIII в. смотрелся собственно город. Левобережье Упы было низменно, и более половины домов, местами и улицы, «лежали в трясине».

Каменных домов было мало. Преобладало «деревянное строение» В 1740-х годах был разобран обветшавший деревянный город И там, где он некогда находился, прошла Посольская улица (от некогда шедшей здесь Посольской дороги, сейчас


Советская). Постепенно исчез и земляной вал. Посадские слободы вошли в черту города.

Население его возросло. В 40-х годах XVIII в. оно составляло 30 тысяч вместо пяти в конце XVII века.

К середине XVIII века возросло значение Тулы как центра промышленности и торговли. Оборот торговли определялся для Тулы в весьма крупную для того времени сумму — до одного миллиона рублей. По участию во внешней торговле Тула стояла следом за Москвой и Петербургом. Это объяснялось тем, что Тула играла важную роль в посреднической торговле с южными сельскохозяйственными областями, особенно Украиной. В оборотах тульского купечества значительное место принадлежало железу, хлебу, пеньке, конопляному маслу, салу, полотну

В 1760-е гг в Туле было 199 купцов, «торгующих к портам», т е. вывозящих товары за границу Среди чих выделялись представители предшествующего поколения, например, И. Володи-миров — главный деятель «Средиземноморской торговой компании», владелец половины ее акций; далее шли купцы и заводчики Л. Лугинин, Г. Баташев, В. Ливенцев, И. Пастухов, А. Солодовников, И. Девяткин, В- Сушкин и другие. В обороте у 34 тульских купцов было до 860 тысяч рублей.

С Кяхтой, Оренбургом и Астраханью были связаны Лугинины, Ливенцевы, Пастухов, Сушкин На восток шли преимущественно нефть, ворвань, сермяжные сукна, всякий мелкий товар; оттуда — меха, мерлушка, разные китайские товары «Капиталистое» тульское купечество оказывало большое влияние на жизнь города. Тула была одним из крупных русских городов и занимала важное место в системе развивающегося всероссийского рынка.

Огромные капиталы в руках тульского купечества дали ему возможность возводить большие каменные дома со службами и садами, которые порой занимали целые кварталы Соперничая в своем тщеславии, богатые купцы выступали в роли «храмоздателей» и возводили новые величавые каменные храмы, богатое убранство которых стало своеобразным свидетельством процветания местных купеческих фамилий Вместо старого собора в кремле, историческом центре города, тульское купечество «на приборные от питейного сбора деньги», т. е на прибыли, полученные за счет спаивания и обмана твоих же сограждан, возвело в 1762—1764 гг. новый Успенский собор. Его композиция повторяет традиционные формы русских соборов XVII в., напоминая Успенский собор города Рязани (архитектор Я. Бухвостов, 1693—1699 гг.), интерьер его расписан фресками в 1765—1767 гг. ярославскими посадскими людьми Афанасием и Иваном Шустовыми с товарищами Роспись, выполненная в интенсивно синей гамме, создает жизнерадостное, праздничное настроение и является последним замечательным образцом русской фресковой живописи. Собор как памятник государственного значения реставрируется для музейного показа.