Разработка общей теории устойчивости экосистем. Изучение экомеханизмов адаптации к среде. Исследование регуляций численности популяций

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Лекция по экологии № 1

Введение.

Человек интересовался экологией с практической точки зрения с самых ранних периодов своей истории. В примитивном обществе каждый индивидуум, для того чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающей среде, о силах природы, о растениях и животных, которые его окружали. Фактически цивилизация возникла тогда, когда человек научился использовать огонь и другие средства, позволившие ему изменять среду своего обитания. И теперь, если человечество хочет сохранить свою цивилизацию, оно более чем когда-либо нуждается в достаточно полных знаниях об окружающей среде, поскольку основыне "законы природы" действуют по-прежнему; рост населения и расширение возможностей воздействия на среду лишь изменили их относительное значение и усложнили зависимость от них человека.

Подобно всем другим областям знания экология развивалась непрерывно, но неравномерно. Труды Гиппократа, Аристотеля и других древнегреческих философов содержат сведения явно экологического характера. Однако греки не знали слова "экология" . Термин этот недовнего происхождения. Он был предложен немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1869 г. Многие великие деятели "биологического Возрождения" ( ХVIII-ХIX вв.) внесли свой вклад в эту область, хотя название "экология" долгое время не употреблялось. Например, Антон ван Левенгук, более известный как один из первых микроскопистов начала XVIIIв., был также пионером в изучении " пищевых цепей" и регулирования численности попудяций (Эгертон, 1968) - двух важных разделов современной экологии. Как самостоятельная наука экология сформировалась приблизительно к 1900 г., но лишь в последнее десятилетие это слово приобрело особую популярность. В наши дни каждый остро осознает важность наук о среде для поддержания и повышения уровня современной цивилизации. Экология быстро становится отраслью науки, теснейшим образом связанной с повседневной жиз нью каждого человека, будь то мужчина, женщина или ребенок.

Экология (от греческого oikos - жилище, местообитание) - наука, изучающая взаимосвязи живых организмов в природе: организацию и функционирование популяций, биогеоценозов и биосферы в целом; законы «здорового» состояния как нормы и основы существования жизни.

С научно-практической точки зрения экология подразделяется на :

1)  Теоретическую – раскрывает общие закономерности организации жизни.

2)  Прикладная- изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого разрушения и разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов.

Задачи экологии :

I)Общетеоретические задачи:

а) Разработка общей теории устойчивости экосистем.

б) Изучение экомеханизмов адаптации к среде.

в) Исследование регуляций численности популяций.

г) Изучение биологического разнообразия и механизм его поддержания.

д) Исследование процессов протекающих в биосфере с целью поддержания её устойчивости.

е) Моделирование состояния экосистем и глобальных биосферных процессов.

П)Прикладные задачи:

а) Прогнозирование и оценка возможных отрицательных     последствий в окружающей природной среде под влиянием деятельности человека.

б) Улучшение качества окружающей природной среды.

в) Сохранение воспроизводства и рационального использования природных ресурсов.

г) Оптимизация инженерных, экономических, правовых, социальных и иных решений для обеспечения экобезопасного устойчивого развития.

Ш) Стратенгические задачи:

а) Развитие теорий взаимодействия природы и общества на основе

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Экология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
163 Kb
Скачали:
0