Критерием эффективности внедрения новой техники является превышение реальной нормы доходности данного проекта по сравнению с другими способами вложения капитала. Оценка эффективности инвестиций в настоящее время может осуществляться простыми методами или методами дисконтирования, основанными на операциях приведения будущих денежных поступлений и доходов к настоящему моменту времени.
Современная макроэкономическая обстановка в нашей стране пока не позволяет делать достоверные прогнозы развития экономических и финансовых процессов, поэтому в работе используются простые методы оценки эффективности внедрения новой тех» ники и технологий, которые оперируют отдельными, «точечными» (статическими) значениями исходных показателей. При их использовании не учитываются продолжительность жизненного цикла новой техники или технологии, а также неравнозначность денежных потоков, возникающих в различные моменты времени.
Основным обобщающим показателем, определяющим эффективность внедрения новой техники и технологий, является экономический эффект, в котором находят отражение все показатели, характеризующие новую разработку. Годовой экономический эффект определяется в соответствии с методическими рекомендациями по комплексной оценке эффективности мероприятий НТП по формуле
, (1)
где Рг - результаты от внедрения новой (модернизированной) техники за расчетный год, тыс. р.;
Зг - затраты на эксплуатацию техники за расчетный год, тыс. р.
Результаты от внедрения техники, как базовой, так и новой, определяются по зависимости
, (2)
где Вг - годовой объем работ, выполненных с помощью базовой или новой (модернизированной) техники, ед./год;
Цед — цена единицы продукции, р./ед.
Годовой объем работ, выполненных с помощью базовой или новой (модернизированной) техники, определяется по формуле:
, где вэ - эксплуатационная часовая производительность техники, ед./маш.-ч;
k - коэффициент, учитывающий непредвиденные внутрисменные простои по организационным причинам (k =0,95);
Тг — годовой фонд времени работы техники, маш. -ч/год.
- количество выходных дней,
- количество праздничных дней,
- количество дней технического обслуживания,
- количество не рабочих дней по метеоусловия,
- время рабочей смены
Цена единицы продукции определяется по формуле
(3)
где Сед - себестоимость единицы продукции, р./ед.:
Нр - норма накладных расходов (30 %);
Пн - норма плановых накоплений по согласованию с заказчиком (25-35 %).
Себестоимость единицы продукции, вырабатываемой с помощью базовой или новой (модернизированной) техники, определяется по формуле
, (4)
где См-ч — себестоимость одного машино-часа работы машины, р./маш.-ч.
, (5)
где - затраты на заработную плату экипажа машин, р./ч;
Зрем - затраты на заработную плату ремонтных рабочих, р./ч;
Зр.м - затраты на техническое обслуживание и ремонт машины, р./ч;
Ст — затраты на топливо, р./маш.-ч;
Ссм — затраты на смазочные материалы, руб./маш.-ч;
Знр — накладные расходы в составе себестоимости, р./ч.
, (6)
где Стч - тарифная часовая ставка рабочего определенного разряда, р./ч;
Кр - районный коэффициент;
Кпр - коэффициент премирования (1,25-1,75);
Кнач - коэффициент, учитывающий начисления на заработную плату (Ккац = 1,356).
, (7)
где Руд - удельная трудоемкость ТО и Р, р./маш.-ч (данные берутся для ближайшей по производительности машины того же назначения [2]).
, (8)
где , - трудоемкость выполнения одного ТО и Р, чел.-ч;
ni - количество технических воздействий в межремонтном цикле;
Цк - периодичность выполнения капитального ремонта, маш.-ч.
, (9)
где Кпер-м - коэффициент перехода от заработной платы ремонтников к стоимости ремонтных материалов (в соответствии с работой [3] Кпер-м=2),
Кинд – коэффициент индексации (Кинд=10).
, (10)
где WT - удельный часовой расход топлива, л/маш.-ч;
Цлт - цена 1 л топлива, р./л.
, (11)
где Nдв - мощность двигателя, кВт (л.с.);
Кдв - коэффициент использования двигателя по времени;
Кдм - коэффициент использования двигателя по мощности;
ωр , ωх - удельный расход топлива в рабочем режиме и на холостом ходу соответственно, кг/кВт (л.с.); ωр = 0,20-0,22; ωх - 0,07 – 0,09;
р — плотность дизельного топлива (бензина), кг/м3.
, (12)
где Кпер.см - коэффициент перехода от затрат на топливо к затратам на смазочные материалы (в соответствии с работой [1] Кпер.см= 0,22).
, (13)
где Ннр - норматив накладных расходов (принимается равным 0,27-0,3).
Затраты на разработку и эксплуатацию техники по базовому и предлагаемому вариантам рассчитываются по формуле
, (14)
где И - годовые текущие затраты, р.;
Ен - нормативный коэффициент эффективности капиталовложений (0,12-0,15);
К или ΔК - капитальные затраты, связанные с созданием новой техники или ее модернизацией, р.
(15)
где tв - норма времени на выполнение единицы продукции, маш.-ч/ед. (берется для ближайшей по производительности машины того же назначения).
Капитальные затраты К или ΔК определяются по калькуляции затрат на изготовление (модернизацию) новой техники по следующим статьям затрат: материалы, покупные комплектующие изделия, основная заработная плата производственных рабочих, дополнительная заработная плата производственных рабочих, накладные расходы, прибыль.
Затраты на материалы и комплектующие изделия определяются исходя из действующих цен и массы различных элементов машины. Основная заработная плата производственных рабочих рассчитывается исходя из массы различных элементов, трудоемкости 1 т их изготовления и сборки (табл. 2) и часовой тарифной ставки среднего разряда рабочих.
Таблица 2 - Данные о трудоемкости н стоимости изготовления (модернизации
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.