коэффициент, учитывающий увеличение натяга на торцах охватывающей поверхности;
jt – поправка, учитывающая изменение (увеличение) натяга при рабочей температуре;
jш– поправка, учитывающая смятие неровностей поверхностей отверстия и вала, м.
При выполнении данного задания принимается , так как, и , потому что температура сборки и работы сборочной единицы одна, а увеличение натяга на торцах не существенно [2].
Поправка, учитывающая смятие неровностей поверхностей отверстия и вала:
, (4.11)
где RzDи Rzd – шероховатости поверхностей отверстия и вала, м;
К – коэффициент величины смятия микронеровностей, можно принять [2].
;
.
По функциональным предельным значениям натягов выбирается стандартная неподвижная посадка по следующим условиям:
, (4.12)
, (4.13)
, (4.14)
где и – предельные значения натягов стандартной (выбранной) посадки;
– допуск выбранной стандартной посадки с натягом:
. (4.15)
,
.
Так как при выборе посадок не одна из стандартных посадок с натягом не удовлетворяет условию (4.12), то выбирается нестандартная посадка:
.
Проверяются условия (4.12), (4.13), (4.14):
м,
м,
м.
Так как изменилась шероховатость, то пересчитываются наименьший и наибольший функциональные натяги:
,
,
,
,
.
4.2. Основные характеристики неподвижной посадки
Определяются для выбранной посадки основные характеристики (, , ) и рассчитываются величины Б и Г (разность между соответствующими натягами), обеспечивающие запасы прочности:
; (4.16)
. (4.17)
;
;
;
.
;
.
4.3. Проверка выбора посадки с натягом
Проверяется правильность выбора посадки с натягом на неразрушаемость деталей при сборке. Для этого определяется наибольшее удельное давление , возникающее в поверхности сопряжения при наибольшем натяге выбранной стандартной посадки:
, (4.18)
где K – коэффициент величины смятия шероховатости при запрессовке ( п. 4.1.5.).
.
Тогда наибольшие значения напряжений в поверхностях отверстия и вала после сборки деталей определяются по формулам:
; (4.19)
. (4.20)
;
.
При сборке детали не разрушатся, если соблюдаются условия:
; (4.21)
, (4.22)
где , – пределы текучести материалов втулки и вала, МПа, (, [4, табл. П. 5.1]) ;
.
Условия (4.21) и (4.22) выполняются, следовательно детали не разрушаются.
4.4. Расчет усилия запрессовки деталей
По формуле:
, (4.23)
где – усилие запрессовки, кН;
– коэффициент трения при повторной запрессовке ([2]).
.
4.5. Выбор средств измерений
Таблица 4.1 – Выбор средств измерений
Размер, мм |
Допуск размера, мкм |
Допускаемая погрешность измерения, мкм |
Средство измерения (СИ) |
Предельно допускаемая погрешность СИ, мкм |
46 |
12 |
Нутромер мод. 154 ГОСТ 9244-75 |
±4 |
|
46 |
12 |
Микрометр МК-100-2 ГОСТ 6507-90 |
±4 |
5. Расчет и выбор подшипников качения
5.1. Исходные данные
Рассчитаем и назначим посадки для однорядного радиального шарикоподшипника, номер, нагрузка, вид нагружения и режим работы которого заданы. Внутреннее кольцо подшипника качения (ПК) устанавливается на вал и вращается, а наружное кольцо имеет следующий вид нагружения: циркуляционное с перегрузкой до 150 % (нормальный режим работы) [2].
Основные характеристики для подшипника № 403:
– наружный диаметр подшипника;
– внутренний диаметр подшипника;
– ширина подшипника;
– радиус закругления.
Установочные размеры сопрягаемых с ПК деталей:
– диаметр заплечика вала;
– диаметр заплечика корпуса;
– ширина проточки [8].
5.2. Выбор посадки внутреннего кольца на вал
Определим интенсивность радиальной нагрузки р, кН/м, на посадочной поверхности циркуляционно нагруженного (вращающегося) кольца:
, (5.1)
где F– заданная радиальная нагрузка на опору, кН;
b– рабочая ширина посадочного места ПК, м:
, (5.2)
где r – радиус закругления м;
В — ширина ПК, м;
k1 – динамический коэффициент посадки, определяемый характером нагрузки: при нормальном режиме работы (перегрузки до 150%, умеренные вибрации и толчки) k1= 1 [2];
k2 – коэффициент, учитывающий ослабление посадочного натяга за счет тонкостенной втулки или полого вала [2, табл. П. 8.3]: k2= 1 при сплошном вале и толстостенном корпусе [2];
k3 – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки между рядами тел катания: k3= 1 для однорядного радиального ПК [2].
.
Выбираем посадку для внутреннего кольца на вал:
.
Рисунок 5.1 – Схема полей допусков посадки внутреннего кольца на вал
5.3. Выбор посадки для наружного кольца в корпус
.
Рисунок 5.2 – Схема полей допусков посадки наружного кольца в корпус
Установим предельные значения радиального (исходного) зазора ПК основного ряда [2, табл. 8.1] по ГОСТ 24810-81. Определим среднее значение исходного зазора S1 – зазора между телами катания и дорожками колец ПК до его установки:
, (5.2)
где Smax и Smin – максимальный и минимальный радиальные зазоры.
;.
;
.
После установки ПК на вал и в корпус из-за натягов произойдет
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.