частота вращения шестерни, об/с; Т3 –
вращающий момент на валу колеса, Н×м;
-
коэффициент учитывающий вид термообработки
=13
– для прямозубых передач[1]
м/с,
Для данной скорости рекомендуется 9-я степень точность.
Вычисляем межосевое расстояние по формуле (17)

Принимаем
по ГОСТ 2185.
Определяем рабочую ширину венца
,
(20)
.
Принимаем ширину венца
и
.
Модуль зацепления mn, мм [1]:
,
(21)
где Ft –окружная сила в зацеплении, Н,
,
(22)
Н.
–
коэффициент долговечности, принимаем
=1[1]
-
коэффициент концентрации нагрузки.
Коэффициент
принимаем
в зависимости от параметра
[1]
-
коэффициент динамичности.
Коэффициент
принимаем
в зависимости от параметра ![]()
[1]
-
коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями при
расчете прямозубых передач значение
.
Вычисляем модуль зацепления по формуле (21)
мм,
Полученное значение модуля округляется до ближайшего стандартного в соответствии с предпочтительным рядом модулей [1].
Принимаем
по
ГОСТ 9563.
Определяем число зубьев шестерни и колеса:
, (23)
где
-
предварительный угол наклона линии зуба в прямозубых передачах
=0
;
, (24)
.
, (25)
.
Принимаем
и
мм.
Фактическое передаточное число
. (25)
Отклонение фактического (уточненного) передаточного числа от ранее принятого
; (27)
0,4%<2,5%.
Вычисляем делительные диаметры, диаметры вершин, основные диаметры и диаметры впадин шестерни и колеса
; (28)
; (29)
; (30)
;
;
.
Уточняем межосевое расстояние
, (31)
.
Окружная сила по формуле (22).
Радиальная сила Fr, Н [1]:
, (32)
где a - угол зацепления, град a=20°,
b - угол подъема линии зуба, град b = 0 для прямозубой передачи,
Н.
Определяем действительное контактное напряжение
, (33)
где
-
коэффициенты нагрузки.
Допускается
не
более 10…15% (недогрузка передачи) и
не
более 3…5% (перегрузка).
МПа<
=
582 МПа.
Разница между фактическим и допускаемым напряжением
. (34)
Результат считается хорошим, так как нагрузка передачи 2.5 %, что меньше 10…15% допускаемой.
Определяем действительные напряжения изгиба шестерни
и
колеса![]()
, (35)
где
-
коэффициент нагрузки.
-
коэффициент формы зуб, принимают в зависимости от эквивалентного числа зубьев
[1]
- для прямозубых колес
, (36)
где b - угол подъема линии зуба, град b = 0 для прямозубой передачи.
Определяем эквивалентное число зубьев
;
; (37)
;
(38)
Определяем
действительные напряжения изгиба шестерни![]()
, (39)
МПа<
=293МПа.
Определяем
действительные напряжения изгиба колеса![]()
, (40)
МПа<Исходные данные:
– крутящий момент на валу колеса, Т2, Н×м 64,2;
– передаточное отношение, u 3,15;
– частота вращения быстроходного вала, n1, об/с 11,93
– допускаемое контактное напряжение,
,
МПа 582;
– допускаемое напряжение изгиба,
,
МПа 293;
– допускаемое напряжение изгиба,
,
МПа 255;
Ориентировочное значение межосевого расстояния
,
мм.

где
–
вспомогательный коэффициент
-
для косозубых колес;
–
коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки Между зубьями
-
для косозубых колес ;
-
коэффициент концентрации нагрузки на контактную выносливость. Коэффициент
принимаем
в зависимости от параметра
[1]
Определяем
коэффициент ![]()
–
коэффициент ширины зубчатого колеса
-
для косозубых колес.
,
.
-
коэффициент динамичности
Коэффициент
принимаем
в зависимости от параметра
[1]
Вычисляем предварительную окружную скорость
,
где n2 – частота вращения шестерни, об/с; Т3 –
вращающий момент на валу колеса, Н×м;
-
коэффициент учитывающий вид термообработки
=15
– для косозубых передач[1]
м/с.
Для данной скорости рекомендуется 9-я степень точность.
Так как редуктор
соосный то принимаем
=160 мм, смотрим пункт 2
![]()
.
Принимаем ширину венца
и
.
Модуль зацепления mn, мм [1]:
,
где Ft –окружная сила в зацеплении, Н,
,
Н.
–
коэффициент долговечности, принимаем
=1[2]
-
коэффициент концентрации нагрузки.
Коэффициент
принимаем
в зависимости от параметра
[2]
-
коэффициент динамичности.
Коэффициент
принимаем
в зависимости от параметра ![]()
[2]
-
коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями
при расчете прямозубых передач значение
.
Вычисляем модуль зацепления по формуле (21)
мм,
Полученное значение модуля округляется до ближайшего стандартного в соответствии с предпочтительным рядом модулей [1].
Принимаем
по
ГОСТ 9563.
Определяем предварительный минимальный угол подъема линии зуба, град,
, (41)
°.
Определяем число зубьев шестерни и колеса:
, (42)
где
-
предварительный угол наклона линии зуба
.
,
.
,
.
Принимаем
и
мм.
Фактическое передаточное число
,
.
Отклонение фактического (уточненного) передаточного числа от ранее принятого
,
.
0,3%<2,5%.
Уточняем угол наклона линии наклона зуба b, град,
°. (43)
Вычисляем делительные диаметры, диаметры вершин, основные диаметры и диаметры впадин шестерни и колеса
; (44)
;
;
;
;
.
Уточняем межосевое расстояние
.
Окружная сила по формуле (22).
Осевая сила Fa, Н [1]:
Fa = Ft×tgb=528,6×0,149=79 Н, (45)
Радиальная сила Fr, Н [1]:
,
где a - угол зацепления, град a=20°
b - угол подъема линии зуба, град.
Н,
Определяем действительное контактное напряжение
,
где
-
коэффициенты нагрузки.
Допускается
не
более 10…15% (недогрузка передачи) и
не
более 3…5% (перегрузка).
МПа<
=
582 МПа.
Так как редуктор соосный, то недогрузка вполне вероятна.
Определяем действительные напряжения изгиба
шестерни
и
колеса![]()
,
где
-
коэффициент нагрузки.
-
коэффициент формы зуб, принимают в зависимости от эквивалентного числа зубьев
[1]
- для прямозубых колес
, (46)
где b - угол подъема линии зуба, град.
Определяем эквивалентное число зубьев
;
;
;
.
Определяем
действительные напряжения изгиба шестерни![]()

где
-
коэффициент наклона зуба,

МПа<
=293МПа.
Определяем
действительные напряжения изгиба колеса![]()
,
МПа<
=255МПа.

Рисунок 2 - Кинематическая схема конической передачи.
Исходные данные:
– крутящий момент на валу колеса, Т4, Н×м 456,8;
– передаточное отношение, u 2;
– частота вращения вала III, n3, об/с 3,05,
– допускаемое контактное напряжение,
,
МПа 582;
– допускаемое напряжение изгиба,
,
МПа 293;
– допускаемое напряжение изгиба,
,
МПа 255.
Определяем предварительное значение окружной скорости
Вычисляем предварительную окружную скорость
,
где n3 – частота вращения шестерни, об/с; Т4 –
вращающий момент на валу колеса, Н×м;
-
коэффициент учитывающий вид термообработки
=10
– для конических передач[1]
м/с.
Внешний делительный диаметр колеса de2, мм [5]:
,
(48)
где Т3 – вращающий момент на валу колеса, Н×м (Т2 = 456,8 Н×м);
u – передаточное отношение конической передачи (u = 4);
= 1,85 – при твердости колеса и шестерни
менее или равно 350НВ[1];
KHb – коэффициент вида конических колес KHb = 1,1 для колес
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.