Содержание
Техническое задание __
1. Выбор электродвигателя и кинематический расчет __
2. Расчет конической зубчатой передачи __
2.1. Материалы зубчатых колес и допускаемые напряжения __
2.2. Определение параметров конической зубчатой передачи __
3. Расчет цепной передачи __
4 Ориентировочный расчет валов __
5. Приближенный расчет валов __
6. Подбор подшипников качения __
6.1. Подбор подшипников для вала I __
6.2. Подбор подшипников для вала II __
7. Конструирование элементов редуктора __
7.1. Конструирование зубчатых колес __
7.2. Конструирование звездочек цепной передачи __
7.3. Конструирование элементов корпуса __
8. Подбор и проверка шпонок __
9. Выбор посадок __
10. Выбор муфты __
11. Уточненный расчет валов __
Список литературы __
В данной работе спроектирован привод ковшового элеватора по следующими исходными данными :
Тяговая сила цепи : F = 1,3 кН;
Скорость ленты: V= 1,9 м/с;
Диаметр барабана: D= 250 мм;
Угол наклона цепной передачи ;
Тип цепной передачи: Роликовая;
Коэффициент годовой нагрузки: кгод = 0,7;
Коэффициент суточного использования: ксут = 0,6;;
Относительная продолжительность включения: ПВ = 0,25;
Срок службы: L = 7 лет.
Привод ковшового элеватора работает следующим образом: крутящий момент передается с вала асинхронного электродвигателя 1 на вал-шестерню редуктора. Далее через коническую прямозубую передачу (включающую в себя вал-шестерню и колесо ) вращающий момент передается на выходной вал редуктора, приводящий во вращение звездочку открытой цепной передачи, которая, в свою очередь приводит во вращение приводной барабан ковшового элеватора .
Данный элеватора может быть установлен в цеху, карьере, либо на строительной площадке, где необходима постоянная подача или отвод какого-либо мелкогабаритного материала.
В данной работе рекомендуется [2] использовать трехфазные асинхронные короткозамкнутые двигатели единой серии 4А. Для выбора двигателя необходимо знать мощность и частоту вращения на выходном валу.
Мощность на выходном валу Рвых, кВт [2]:
Рвых = FrV (1)
где F –тяговая сила цепи ( F = 1,3 кН);
V – скорость ленты (V =1,9 м/с).
Рвых=1,3×1,9=2470 Вт
Из соотношения (1) требуемая мощность двигателя:
P=, кВт, (2)
где h – полный к. п. д. привода.
h = h1.h2 (3)
где h1 – к. п. д. конической зубчатой передачи (h1 = 0,95 [1]);
h2 – – к. п. д. открытой цепной передачи (h3 = 0,94 [1]).
h = 0,95×0,94 = 0,893.
По формуле (2) рассчитана требуемая мощность электродвигателя:
P=2470 / 0,857 = 2,9 кВт.
Частота вращения выходного вала [2]:
n=V / D, об/сек, (4)
n=1,9 /(3,14 0,25)=2,4 об/сек.
Ориентировочная частота вращения вала двигателя:
n = nвых×u, об/мин (5)
где u – ориентировочное передаточное отношение привода.
u = u1×u2, (6)
где u1 – передаточное отношение конической зубчатой передачи (u1 = 3 [1]);
u2 – передаточное отношение цепной передачи (u3 = 3 [1]).
u = 3×3=9.
По формуле (5) определена ориентировочная частота вращения двигателя:
n = 2,4 × 9 = 21,6 об/сек.
В соответствии с требуемой мощностью и частотой вращения по табл. 2.2. [2] выбран электродвигатель АИР 100S4.
Паспортные данные двигателя АИР 100S4:
номинальная мощность, Рном, кВт 3
синхронная частота вращения nс, об/мин 1500
номинальная частота вращения n 1410
Уточняем общее передаточное отношение привода:
u = nном/nвых, (7)
u = 9/3=3.
По ГОСТ 2185-66 приняты передаточные отношения: u1 = 3; u2 = 3.
После разбивки передаточного отношения определены мощность, частота вращения и крутящий момент на каждом валу.
Мощности на валах:
Pi = Pi-1×h, (8)
где Pi-1 – мощность на предыдущем валу, кВт;
h – к. п. д. соответствующей передачи.
Р1 = Рном = 2,8 кВт;
Р2 = 2,8× 0,95 = 2,66 кВт;
Р3 = 2,66 × 0,94 = 2,5 кВт;
Частоты вращения валов:
, (9)
где ni-1 – частота вращения предыдущего вала, об/мин;
ui – передаточное число соответствующей ступени.
n1 = nном = 23,5 об/сек;
n ==11,75 об/мин;
n = =2,93 об/сек;
Крутящие моменты на валах:
Ti = Ti-1×ui×hi, (10)
Крутящий момент на валу двигателя [2]:
, (11)
T=2470/(2×3,14) =16,7 Н×м.
Крутящие моменты на валах рассчитаны по формуле (11):
Т1 = Тном. дв = 16,7 Н×м;
Т2 = 2371,2/(2×3,14× 11,75) = 32,14 Н×м;
Т3 = 2252,6/(2×3,14× 2,93) = 150,08 Н×м;
Исходные данные:
– крутящий момент на валу колеса, Т2, Н×м 124,14;
– передаточное отношение, u 4;
– частота вращения вала I, n1, об/мин 1432.
Рисунок 1 - Кинематическая схема конической передачи.
При мощности двигателя 3 кВт в качестве материала зубчатых колес целесообразно применить сталь средней твердости. Для зубчатых передач принята сталь 45 и сталь 40Х.
Шестерня имеет большую, чем колесо частоту вращения, следовательно испытывает большие нагрузки и твердость шестерни должна быть больше твердости колеса, что достигается закалкой токами высокой частоты, колесо для снижения внутренних напряжений подвергается улучшению.
Материал колеса и шестерни представлен в табл. 1.
Таблица 1 - Материалы зубчатых колес
Шестерня |
Колесо |
|
Материал |
Сталь 40 Х |
Сталь 45 |
НВ |
269-302 |
235-262 |
HRC |
45-50 |
-- -- |
Шестерня:
Допускаемое контактное напряжение sНдоп, МПа [2]:
, (12)
где SН – коэффициент безопасности (SН = 1,1 [2]);
– предельное контактное напряжение, МПа.
= 17HRC + 200, МПа, (13)
где HRC – твердость по Виккерсу (HRC = (45 + 50)/2 = 47,5).
= 17×47,5 + 200 = 1007,5 МПа.
Допускаемое контактное напряжение по формуле (12):
МПа. МПа,
Допускаемое изгибное напряжение sFдоп, МПа [2]:
, (14)
где SF – коэффициент безопасности (SF = 1,75 [2]);
– предельное изгибное напряжение, МПа (= 650 МПа [2]).
Допускаемое изгибное напряжение по формуле (14):
МПа. МПа,
Колесо:
Предельное контактное напряжение , МПа:
= 2НВ + 70, МПа, (15)
где НВ – твердость по Бринелю (НВ = (235+262)/2 = 298,5 МПа).
=2×298,5 + 70 = 667 МПа.
При SН = 1,1 [2], по формуле (12) получаем:
МПа
Предельное изгибное напряжение , МПа:
= 1,8×НВ, (16)
=1,8×298,5 = 537,3 МПа.
При SF = 1,75 [2] по формуле (14) получаем:
.
Примем = 514 МПа.
Предварительная окружная скорость
(20)
=2,24 м/с,
Внешний делительный диаметр колеса de2, мм [5]:
, (21)
где Т2 – вращающий момент на валу колеса, Н×м (Т2 = 32,13 Н×м);
u – передаточное отношение конической передачи (u = 3,15);
qН – коэффициент, учитывающий различную несущую способность колес [1];
= 1,85 при твердости колеса и шестерни меньше НВ 350;
KHb – коэффициент концентрации нагрузки (KHb = 1,11 [1]);
Внешний делительный диаметр колеса по формуле (20):
d=165 = 100,6 мм.
В соответствии с [1] принято ближайшее стандартное значение de2 = 100 мм.
Ширина венца колеса и шестерни b принимаем согласно ГОСТ 6636 [1]
Принимаем b = 15 мм [1].
Угол при вершине делительного конуса:
d 2= arctg(u), (22)
d 2= arctg(3,15) =72°23.
d 1= 90 - d 2, (23)
d 1= 90 - 72°23=17°37.
Внешнее конусное расстояние:
(24)
= 52,51 мм.
Внешний окружной модуль mte [1]:
(25)
где Т2 – вращающий момент на валу колеса, Н×м (Т2 = 32,13 Н×м);
- коэффициент учитывающий распределение нагрузки по
ширине венца, [1].
= 1,08 для колес с круговыми зубьями;
- коэффициент вида конических колес, [1].
= 0,85 для колес с прямыми зубьями.
b – ширина венца колеса, мм (b = 15 мм);
sFдоп допускаемое изгибное напряжение, МПа (sFдоп = 248 МПа);
de2 внешний делительный диаметр колес, мм (de2= 100 мм).
мм
Число зубьев колеса:
z2 = de2/mte (26)
z2 = 100/1,16 = 86.
z1 = z2/u (27)
z1 = 86/3,15 = 27
Стандартное число зубьев колеса z2 = 86 [2].
Стандартное число зубьев шестерни z1 = 27 [2].
Фактическое передаточное число:
uф = z2/z1, (28)
uф = 86/27 =3,19.
Отклонение передаточного числа от заданного [2]:
, (29)
< 4 %.
Внешний делительный диаметр шестерни [2]:
de1 = mte×z1, (30)
de1 = 1,16 × 27 = 31,32 мм.
Средние делительные диаметры [1]:
dm = 0,857×d, (31)
dm1 = 0,857× 31,32 = 26,84 мм;
dm2 = 0,857× 100 = 85,7 мм;
Внешние диаметры вершин [1]:
dae = de +1,64×(1+Xn)mtecos, (32)
где - угол при вершине делительного конуса;
de - внешний делительный диаметр шестерни;
Xn – коэффициент смещения для шестерни конических передач [1];
Xn = 0,23 при z1 = 27.
dae1 = 31,32 + 1,64(1+0,23)×1,16×cos17 =33,37 мм;
dae2 = 100 + 1,64(1+0,23)×1,16×cos72 = 101,01 мм.
Внешние диаметры впадин [5]:
dfe = de-1,64×(1+Xn)mtecos, (33)
где - угол при вершине делительного конуса;
de - внешний делительный диаметр шестерни;
Xn – коэффициент смещения для шестерни конических передач [1];
Xn = 0,23 при z1 = 27.
dfe1 = 31,32 -1,64(1+0,23)×1,16×cos17 = 29,7 мм;
dfe2 = 100 -1,64(1+0,23)×1,16×cos72 = 99,16 мм.
Окружная скорость колес [1]:
, (34)
==1,97/с.
Контактное напряжение sн, МПа [2]:
, (35)
где Т2 – вращающий момент на валу колеса, Н×м (Т2 = 32,13 Н×м);
u – передаточное отношение конической передачи (u = 3,15);
qН – коэффициент, учитывающий различную несущую способность колес [1];
= 1,85 при твердости колеса и шестерни меньше НВ 350;
KHb – коэффициент концентрации нагрузки (KHb = 1,11 [1]);
K- коэффициент учитывающий распределение нагрузки между зубьями
прямозубых колес [1];
K= 1 для прямозубых колес;
K - коэффициент динамичности [1];
K = 1,03 при твердости колеса и шестерни меньше НВ 350;
de2 внешний делительный диаметр колес, мм (de2= 100 мм).
увеличиваем de2 до 145 мм.
= 528,5 МПа,
(36)
Напряжение изгиба [2]:
, (37)
где Ft – окружная сила, Н;
qF – коэффициент, учитывающий различную несущую способность колес (qF = 1,19 [1]);
KFД – коэффициент долговечности (KFД = 1 [2]);
KF – коэффициент нагрузки.
KF = KFa×KFb×KFu, (38)
где KFa – коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.