4) допускаемые напряжения изгиба для проверки статической прочности зубьев:
[σF]max=0,8∙σT
для шестерни [σF]max1=0,8∙750=600 МПа;
для колеса [σF]max2=0,8∙540=432 МПа;
Проектный расчет быстроходной передачи.
Определяем главный параметр – межосевое расстояние:
Ка – вспомогательный коэффициент, для косозубых Ка=43.
u=7,1 – передаточное число ступени;
КН – коэффициент нагрузки, принимается предварительно КН =1,3;
Т2 =218,31 Н∙м – вращающий момент на тихоходном валу передачи (колесе);
ψа – коэффициент ширины венца по отношению к межосевому расстоянию.
, принимается ψа = 0,4.
Принимается значение из стандартного ряда аW =140 мм.
Номинальный модуль зацепления принимается равным
m=(0,01…0,02)∙аW = 1,4…2,8 мм
Принимается m=2,5 мм.
Угол наклона зубьев для шевронных колес принимается равным 25…45°. Принимается β=30°. Тогда число зубьев шестерни равно:
Принимается z1=12. Число зубьев на колесе:
z2=z1∙u=12∙7,1=85,2.
Принимается z2=85.
Действительный угол наклона зубьев β равен:
Фактическое передаточное число:
Делительные диаметры:
– шестерни: ;
– колеса: d2=2∙aW – d1= 2∙140–34,64=245,36 мм.
Диаметры вершин:
dai=di+2∙m,
– шестерни: da1=d1+2∙m=34,64+2∙2,5=39,64 мм;
– колеса: da2=d2+2∙m=245,36+2∙2,5=250,36 мм;
Ширина колеса: bW=b2=ψa∙aW=0,4∙140=56 мм;
шестерни: b1=b2+ 5…10 мм, принимается b1 = 56 + 6 = 62 мм.
Силы в зацеплении
Окружная сила:
;
Радиальная сила при угле зацепления аW=20°:
;
Осевая сила:
;
Проверочные расчеты
Уточняем коэффициент нагрузки:
KH=KHv∙KHβ,
где KHv и KHβ – коэффициенты динамичности и концентрации нагрузки соответственно.
Окружная скорость:
Для непрямозубых колес эта скорость работы соответствует рекомендациям изготавливать колеса по 9 степени точности. ([2], табл. 4.2, с. 62).
Тогда KHv=1,05. Коэффициент КНβ определяется по коэффициенту ширины . Значит КНβ=1,22 ([1],с. 32).
КН=1,05∙1,22=1,281
Контактные напряжения проверяются по формуле:
<10%.
Недогруз составляет 8,46% < 10%, что допустимо.
Проверяем зубья колес по напряжениям изгиба:
,
где Ft =1779,51 – окружная сила в зацеплении, Н.
Коэффициенты равны:
КFα =1 – для степени точности.
КFβ=1 – для прирабатывающихся колес;
КFv=1,14 – при скорости до 4 м/с для 9 ст. точности;
а) эквивалентные числа зубьев шестерни и колеса:
б) коэффициенты формы зуба при коэффициенте смещения х=0 определяются по полученным результатам числа зубьев: YF1=4,27; YF2=3,62 ([2], т. 4.4, с. 64).
в) коэффициент наклона зуба:
г) расчетные напряжения изгиба в основании зубьев:
– колеса: <[σ]F2 =242 МПа.
– шестерни: <[σ]F1 =277 МПа.
Прочности зубьев при работе на изгиб достаточно.
Проектный расчет тихоходной передачи.
Определяем главный параметр – межосевое расстояние:
Ка – вспомогательный коэффициент, для косозубых Ка=49,5.
u=4 – передаточное число ступени;
КН – коэффициент нагрузки, принимается предварительно КН =1,3;
Т2 =842,4 Н∙м – вращающий момент на тихоходном валу передачи (колесе);
ψа – коэффициент ширины венца по отношению к межосевому расстоянию.
, принимается ψа = 0,25 – для прямозубых.
Принимается значение из стандартного ряда аW =280 мм.
Номинальный модуль зацепления принимается равным
m=(0,01…0,02)∙аW = 2,8…5,6 мм
Принимается m=5 мм.
Угол наклона зубьев для шевронных колес берут равным 10…25°. Принимается β=15°. Тогда число зубьев шестерни равно:
Принимается z1=22. Число зубьев на колесе:
z2=z1∙u=22∙4=88.
Принимается z2=88.
Действительный угол наклона зубьев β равен:
Фактическое передаточное число:
Делительные диаметры:
– шестерни: ;
– колеса: d2=2∙aW – d1= 2∙280–112=448 мм.
Диаметры вершин:
dai=di+2∙m,
– шестерни: da1=d1+2∙m=112+2∙5=122 мм;
– колеса: da2=d2+2∙m=448+2∙5=458 мм;
Ширина колеса: bW=b2=ψa∙aW=0,25∙280=70 мм;
шестерни: b1=b2+ 5…10 мм, принимается b1 = 70 + 6 = 76 мм.
Силы в зацеплении
Окружная сила:
;
Радиальная сила при угле зацепления аW=20°:
;
Осевая сила:
;
Проверочные расчеты
Уточняем коэффициент нагрузки:
KH=KHv∙KHβ,
где KHv и KHβ – коэффициенты динамичности и концентрации нагрузки соответственно.
Окружная скорость:
Для прямозубых колес со скоростью работы до 4 м/с предусмотрено изготовление по 9 степени точности. ([2], табл. 4.2, с. 62).
Тогда KHv=1,05. Коэффициент КНβ определяется по коэффициенту ширины . Значит КНβ=1,06 ([1],с. 32).
КН=1,05∙1,06=1,113
Контактные напряжения проверяются по формуле:
<10%.
Недогруз составляет 8,46% < 10%, что допустимо.
Проверяем зубья колес по напряжениям изгиба:
,
где Ft =1779,51 – окружная сила в зацеплении, Н.
Коэффициенты равны:
КFα =1 – для степени точности.
КFβ=1 – для прирабатывающихся колес;
КFv=1,14 – при скорости до 4 м/с для 9 ст. точности;
д) эквивалентные числа зубьев шестерни и колеса:
е) коэффициенты формы зуба при коэффициенте смещения х=0 определяются по полученным результатам числа зубьев: YF1=4,27; YF2=3,62 ([2], т. 4.4, с. 64).
ж) коэффициент наклона зуба:
з) расчетные напряжения изгиба в основании зубьев:
– колеса: <[σ]F2 =242 МПа.
– шестерни: <[σ]F1 =277 МПа.
Прочности зубьев при работе на изгиб достаточно.
При проектировочном расчете вала задача сводится к определению диаметров валов в характерных сечениях.
Диаметры валов определяются по формуле:
,
где [τ]=10…30 МПа – пониженные допускаемые напряжения на кручение.
Быстроходный вал:
Принимаем диаметр выходного конца dl = 26 мм, диаметр вала под подшипники dП=30 мм.
Тихоходный вал:
Принимаем диаметр выходного конца dl = 56 мм, диаметр вала под подшипники dП=60 мм.
4 Компоновка редуктора. Определение конструктивных размеров корпуса редуктора и крепежных деталей корпуса
Корпус и крышка редуктора отливаются из чугуна марки СЧ15.
Толщина стенки корпуса редуктора
1. Чернавский
2. Вова
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.