69. Муниципальный маркетинг: сущность, подходы и инструменты.
Муниципальный маркетинг – это маркетинг, направленный на совокупность отношений, складывающихся между участниками рыночных процессов на территории муниципального образования.
Подходы к определению муниципального маркетинга: - Мун. маркетинг как экономическая процедура, сводящаяся к рекламе города. Город все чаще воспринимается как «товар», который можно с выгодой продать «потребителям» – инвесторам, туристам или собственным жителям. Фирма продает продукты своего производства или активы. Город продает себя, свои услуги и инфраструктуру, - Мун. маркетинг как инструмент управления территорией., - "Маркетинг в городе"маркетинг организуемый органами муниципальной власти, систематизированный процесс, направленный на определение, прогнозирование и удовлетворение потребностей жителей муниципальных услуг.
Основными субъекты: представители местной администрации, представители бизнеса, общественные организации, научные заведения, СМИ.
Субъекты маркетинга могут быть внешними для муниципального образования и внутренними. Более продуктивным является подразделение субъектов на: ресурсы территории - раб.сила, предприятия. потребители: туристы, иностранная раб. сила, потенциальные инвесторы, иностранные студенты, предприятия. влияющие лица - субъекты, не имеющие непосредственных интересов на данной территории, но своим действием (бездействием) способствующие (препятствующие) ее развитию. Это различные общественные организации, сми, торгово-промышленные палаты, союзы предпринимателей.
Управление маркетингом осуществляют органы власти – непосредственно либо через специально созданное агентство экономического развития.
Стратегия муниципального маркетинга - долгосрочный план действий, который приобретает город в стремлении вызвать ответную реакцию со стороны целевой аудитории.
Система приоритетов в стратегии развития города: – формирование благоприятного имиджа города, его престижа, деловой и социальной конкурентоспособности; – повышение притягательности города для бизнеса; – расширение участия города и его субъектов в реализации международных, региональных программ за его пределами.
Основными принципами муниципального маркетинга являются:– тщательный учет потребностей всех потребителей города (населения, хозяйствующих субъектов, внешних потребителей), состояния и динамики формируемых муниципальных рынков (труда, муниципальных общественных продуктов и услуг, потребительских товаров, промышленного, продовольственного, земельного, информационного), интересов государства; – создание условий для адаптации муниципальной экономики к факторам городской внешней среды; – лоббирование муниципальных интересов на межрегиональном, федеральном, международном уровнях.
Маркетинг имиджа: Цель - создание, развитие и распространение, обеспечение общественного признания положительного образа территории. Инструмент - коммуникационные мероприятия, демонстрирующие открытость территории для контактов и позволяющие внешним субъектам лучше узнать ее.
Маркетинг привлекательности: в основном проводятся мероприятия, направленные на повышение притягательности данной территории для человека. Для туристов это - историко-архитектурные объекты.
Маркетинг инфраструктуры: главное, что обеспечивает успех территории - степень цивилизованности рыночных отношений на этой территории. На территории должно быть удобно жить, работать и развиваться, а для этого нужно прежде всего развивать инфраструктуру жилых районов, промышленных зон.
Маркетинг населения, персонала: работа с людьми — жителями региона, объединениями и союзами граждан, политиками, работа с общественностью ставит целью обеспечение поддержки маркетинговой активности региона изнутри. Задача заключается, с одной стороны, в формировании местного патриотизма, с другой — в формировании и поддержании доброжелательной мотивации внутри региона по отношению к инорегиональным жителям и структурам, к их привлечению в регион.
Планирование и реализация маркетинговой стратегии муниципального образования:Стратегия маркетинга территории включает в себя:Анализ текущего состояния (внешней среды, целевых групп, инвестиций). На основе анализа выявляются конкурентные преимущества муниципального образования, относящиеся к отдельным отраслям или особым формам бизнеса. Разработку плана маркетинга, т. е. осуществление выбранной идеи. Позиционирование, т. е. уточнение наиболее значимых сторон местного сообщества, особенно тех, которые направлены в будущее. Эффективное позиционирование должно четко отличаться от конкурирующих местных сообществ и быть долгосрочным.
Позиционирование города:
определение проблемы, постановка задач, анализ заинтересованных сторон, определение критериев успешности проекта, сегментирование рынка, определение целевой аудитории, выбор/уточнение маркетинговой стратегии.
Маркетинговая коммуникация:
подбор инструментов маркетинговой коммуникации, определение индикаторов успеха, планирование мониторинга и оценки проекта, определение участников проекта, распределение функций, формирование проекта.
Имидж МО как основа продвижения в конкурентной среде.Имидж территории - это существующая в сознании совокупность устойчивых представлений о территории
Параметры, определяющие имидж города: качество жизни — наличие жилья для различных социальных групп населения, социальные услуги, уровень и доступность образования, лечения; кадровые ресурсы — подготовка, повышение квалификации, адаптация к новым условиям и требованиям; инфраструктура — транспорт, связь, гостиницы; высокие технологии — способность территории развивать и поддерживать высокотехнологичные отрасли; капитал — масса капитала, сконцентрированная на территории в виде собственных и привлеченных средств; инфраструктура бизнеса — доступность и уровень услуг в области консалтинга, аудита, рекламы, права. власть — команда личностей, их компетентность, прозрачность законотворчества.
Виды имиджа: Потребительский, Слабовыраженный, Негативный, Противоречивый
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.