Национальные проекты в Приморском крае. Отношения программных проблем к целям социально-экономического развития

Страницы работы

Фрагмент текста работы

16.  Комплексные целевые программы и проекты как организационная форма целеполагания в системе государственного и муниципального управления

В настоящее время программно-целевой метод служит важнейшим инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития как страны в целом, так и регионов наряду с методами прогнозирования, индикативного планирования и так далее. Поэтому для решения новых перспективных межфункциональных стратегических проблем в рамках либо отдельной организации, либо региона или государства формируются и реализуются специальные комплексные программы.

Программа - план действий, устное или письменное изложение намерений, цели, задач, методов будущей работы.

Представляя собой план действий по решению определенной проблемы, программа в зависимости от масштабов и сложности может включать в себя несколько подпрограмм (проектов). Иначе говоря, программа – это совокупность взаимосвязанных проектов, управление которыми координируется для достижения преимуществ и степени управляемости, недоступных при управлении ими в отдельности.

Термин «проект» происходит от латинского слова projectus, что в переводе означает «брошенный вперед», «выступающий», «выдающийся вперед». Проект – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата (цели), создание определенного, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска

В большинстве случаев проекты программы объединены общей целью. Например, программой проектов можно считать программу развития конкретного региона страны. По сути это одна программа, включающая большое количество разнообразных работ (строительство жилых домов, дорог, благоустройство территорий, решения проблем безработицы, развитие культурной сферы и прочее), объединяет огромное количество участников – исполнителей и заинтересованных лиц, предусматривает множество детальных целей, которые ведут к главной цели – улучшения жизнедеятельности населения данного региона.

Таким образом, программно-целевое управления представляет собой управление, ориентирующееся на достижение конкретного конечного результата в решении определенной проблемы, развитии той или иной отрасли или региона и в заранее установленные сроки.

Основными принципами программно-целевого управления являются: ориентация на конечную цель, сквозное планирование объекта управления, принцип непрерывности. Программно-целевое управление предназначено для решения сложных проблем общественного производства, возникающих при реализации крупномасштабных народнохозяйственных, межотраслевых и межрегиональных целей с жесткими директивными сроками.

Важными формами социального проектирования (программирования) наряду с социальным планированием, прогнозированием и диагностикой выступает социальное конструирование и социальная инженерия.

Социальное проектирование может и не иметь определенных сроков, основываясь лишь на примерных расчетах, без строгого временного ограничения. Отмечая исключительную важность этого процесса, иногда употребляется термин социальное конструирование. Конструктивная деятельность – это поле творческого освоения социальной действительности. Она базируется на том, что наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции. Кроме того, обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, который может быть мобилизован для решения данной социальной задачи.

Социальное проектирование существенно отличается от социальной инженерии, которая стремится конструировать возможные пути развития явления или объекта, исходя из потребностей той непосредственной среды, процессы которой в первую очередь интересуют проектантов.

Различия в содержании, значимости программно решаемых проблем, составе подсистем, продолжительности осуществления мероприятий и порождают большое разнообразие потенциально возможных к разработке программ.

Типология:

Отношения программных проблем к целям социально-экономического развития: Целевые, т.е. направленная на достижение поставленной цели; Ресурсные,

1. Характер программно-реализуемых проблем: Социальные (ориентированные на индивида и семью, ориентированные на группы населения и на общество в целом); Социально-экономические (ориентированные на семью, на группу населения); Политические (совершенствование государственного управления); Научно-технические; Оборотные; Идеологические (стратегическая программа развития общества, посредством распространения определенной идеологии); Многоцелевые.

2. Отношение к стране: Внешние (международные); Внутренние (национальные

Похожие материалы

Информация о работе