Промышленность.
До 1917 г. в промышленности Псковской области преобладали мелкие, в основном полукустарные предприятия пищевой и легкой промышленности, в машиностроении имелось лишь одно крупное предприятие — мастерские по изготовлению и ремонту железнодорожного подвижного состава в г. Великие Луки. В советские годы область превратилась в индустриально-аграрный район.
Ускорение темпов промышленного строительства в Псковской приходится на конец 1950-х годов и связано с размещением здесь многочисленных филиалов ленинградских предприятий. Благодаря этому в экономике области возросла доля машиностроения и различных производств агропромышленного комплекса.
Машиностроение — ведущая и наиболее динамичная отрасль промышленности Псковской области — специализируется главным образом на материалоемких, но довольно трудоемких производствах: выпуск электромоторов, высоковольтной и телефонной аппаратуры, бытовых электроприборов, радиодеталей, машин для переработки льна и производства искусственного волокна, торфоперерабатывающих агрегатов. Ряд крупных специализированных предприятий осуществляют ремонт железнодорожного подвижного состава, сельскохозяйственной техники, различных машин и оборудования.
В легкой промышленности наибольшее развитие получили предприятия по первичной переработке льна—льнозаводы и льнокомбинаты, занимающиеся изготовлением пряжи и ткачеством. Из других отраслей легкой промышленности выделяется швейно-трикотажное производство.
Пищевая промышленность тесно связана с сельским хозяйством области и в основном ориентируется на переработку местного сельскохозяйственного сырья (молокозаводы, мясокомбинаты, овоще- и плодоконсервные производства).
Две трети производства промышленной продукции сосредоточено в крупных городах области: Пскове, Великих Луках, Острове.
Рассчитаем коэффициент душевого производство () по 10 видам промышленной продукции.
= ДП (С)/ДП (РФ), где ДП – душевое производство с/х продукции.
ДП = ОПП / Ч, где ОПП – объём произведённой продукции в натуральных единицах; Ч – численность населения.
Численность населения в Псковской области в 2000 г. составила – 801 тыс. чел., а в Российской Федерации – 145559 тыс. чел.
На основании этого коэффициента мы сможем сказать, какая отрасль является отраслью специализации в Псковской области.
Отрасль |
Псковская обл. |
РФ |
|
1.Электроэнерг., млрд.киловатт-часов. |
2,4 |
877,8 |
0,5 |
2.Пр-во пиломатериалов, млн. . |
0,1392 |
20 |
1,2 |
3.Пр-во деловой древесины, млн. плотных . |
0,5747 |
80,6 |
1,3 |
4.Выплавка стали, тыс. тонн. |
0,3 |
59150 |
0,000925 |
5.Пр-во обуви, млн. пар. |
0,349 |
32,9 |
1,9 |
6.Хлеб, хлебобулочные изд., тыс. тонн. |
79,7 |
9005 |
1,6 |
7.Пр-во ткани, млн. . |
2 |
2329 |
0,156 |
8.Пиво, млн. декалитров. |
0,319 |
516 |
0,11 |
9.Мясо, включ. суп. продукты I категории, тыс. тонн. |
8,3 |
1193,2 |
1,22 |
10.Пр-во картона, тыс. тонн. |
3,1 |
1985,5 |
0,28 |
Из расчетов, которые приведены в таблице видно, что Псковская область специализируется на производстве обуви; хлебе и хлебобулочных изделиях; производстве деловой древесины; пиломатериалов; мясо, включая суп продукты I категории.
Теперь рассчитаем коэффициент локализации (). Он показывает во сколько раз та или иная отрасль промышленности лучше или хуже развита в Псковской области по сравнению с РФ.
Отраслевая структура промышленности (%).
Отрасль |
Псковская область |
РФ |
|
1.Электроэнергетика |
24,3 |
17 |
1,43 |
2.Топливная |
0,1 |
15,5 |
0,0065 |
3.Черная металлургия |
1,1 |
7,7 |
0,14 |
4.Цветная металлургия |
0,1 |
7,6 |
0,013 |
5.Химическая промышленность |
0,6 |
7,3 |
0,08 |
6.Машиностроение |
30,7 |
18 |
1,71 |
7.Лесная |
4,1 |
3,9 |
1,05 |
8.Промыш. строительные материалы |
4,8 |
3,8 |
1,26 |
9.Пищевая |
23,5 |
13,7 |
1,72 |
10.Прочие |
2,4 |
2,2 |
1,23 |
Из таблицы видно, что пищевая отрасль промышленности в 1,72 раза по сравнению с РФ развита лучше в Псковской области; машиностроение в 1,71; электроэнергетика в 1,43.
Транспорт.
В настоящее время Псковская область располагает мощной транспортной инфраструктурой, развитой сетью автомобильных и железных дорог.
Автотрассы и железнодорожная сеть, связывают ее с Москвой, С.-Петербургом, Львовом, Одессой, со столицами стран Балтии, портами Мурманска и Калининграда. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 1092 км, протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием – 9954км.
В Пскове открыт международный аэропорт для средне магистральных и грузовых самолетов с полным весом до 250 т.
Пропуск грузов через границу обслуживают таможни, действуют автомобильные и железнодорожные пропускные пункты. Псков обладает речным портом, который способен связать область с портами Эстонии на побережье Псковско-Чудского водоема (крупнейший из них – Тарту).
Грузооборот автомобильного транспорта на 2000 год составил 1847 млн. тонно-километров, пассажирооборот автобусного транспорта общего пользования так же на 2000 год – 1675 млн. пассажиро-километров.
Обеспеченность территории и населения основными видами транспорта показывают коэффициент густоты транспортных путей - ; и коэффициент обеспеченности населения транспортными путями - .
Площадь территории, тыс. . |
Численность населения, тыс. чел. |
ж/д. |
Автомоб. дороги с тверд покрытием. |
|||||
Протяже нность, км. |
Протяженность, км. |
|||||||
Псковская область |
55,3 |
801000 |
1092 |
19,75 |
0,0014 |
9954 |
180 |
0,012 |
СЗФО |
1677,9 |
14485 |
12931 |
7,71 |
0,89 |
66860 |
39,85 |
4,6 |
РФ |
17075,4 |
145559 |
90000 |
5,27 |
0,62 |
760000 |
44,5 |
5,2 |
Из таблицы видно, что в Псковской области на тысячу километров площади приходится 19,75 км железнодорожных путей и 180 км автомобильных дорог с твердым покрытием. Также на каждую тысячу населения железнодорожных путей приходится 0,0014 км, а автомобильных дорог с твердым покрытием 0,012 км.
Область придает огромное значение дальнейшему разыитию транспортной
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.