Промышленность в Псковской области. Машиностроение. Сельское хозяйство. Транспорт в регионе

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Промышленность.

До 1917 г. в промышленности Псковской области преобладали мелкие, в основном полукустарные предприятия пищевой и легкой промышленности, в машиностроении имелось лишь одно крупное предприятие — мастерские по изготовлению и ремонту железнодорожного подвижного состава в г. Великие Луки. В советские годы область превратилась в индустриально-аграрный район.

Ускорение темпов промышленного строительства в Псковской приходится на конец 1950-х годов и связано с размещением здесь многочисленных филиалов ленинградских предприятий. Благодаря этому в экономике области возросла доля машиностроения и различных производств агропромышленного комплекса.

Машиностроение — ведущая и наиболее динамичная отрасль промышленности Псковской области — специализируется главным образом на материалоемких, но довольно трудоемких производствах: выпуск электромоторов, высоковольтной и телефонной аппаратуры, бытовых электроприборов, радиодеталей, машин для переработки льна и производства искусственного волокна, торфоперерабатывающих агрегатов. Ряд крупных специализированных предприятий осуществляют ремонт железнодорожного подвижного состава, сельскохозяйственной техники, различных машин и оборудования.

В легкой промышленности наибольшее развитие получили предприятия по первичной переработке льна—льнозаводы и льнокомбинаты, занимающиеся изготовлением пряжи и ткачеством. Из других отраслей легкой промышленности выделяется швейно-трикотажное производство.

Пищевая промышленность тесно связана с сельским хозяйством области и в основном ориентируется на переработку местного сельскохозяйственного сырья (молокозаводы, мясокомбинаты, овоще- и плодоконсервные производства).

Две трети производства промышленной продукции сосредоточено в крупных городах области: Пскове, Великих Луках, Острове.

Рассчитаем коэффициент душевого производство () по 10 видам промышленной продукции.

= ДП (С)/ДП (РФ), где ДП – душевое производство с/х продукции.

ДП = ОПП / Ч, где ОПП – объём произведённой продукции в натуральных единицах; Ч – численность населения.

Численность населения в Псковской области в 2000 г. составила – 801 тыс. чел., а в Российской Федерации – 145559 тыс. чел.

На основании этого коэффициента мы сможем сказать, какая отрасль является отраслью специализации в Псковской области.

Отрасль

Псковская обл.

РФ

1.Электроэнерг., млрд.киловатт-часов.

2,4

877,8

0,5

2.Пр-во пиломатериалов, млн. .

0,1392

20

1,2

3.Пр-во деловой древесины, млн. плотных .

0,5747

80,6

1,3

4.Выплавка стали, тыс. тонн.

0,3

59150

0,000925

5.Пр-во обуви, млн. пар.

0,349

32,9

1,9

6.Хлеб, хлебобулочные изд., тыс. тонн.

79,7

9005

1,6

7.Пр-во ткани, млн. .

2

2329

0,156

8.Пиво, млн. декалитров.

0,319

516

0,11

9.Мясо, включ. суп. продукты I категории, тыс. тонн.

8,3

1193,2

1,22

10.Пр-во картона, тыс. тонн.

3,1

1985,5

0,28

Из расчетов, которые приведены в  таблице видно, что Псковская область специализируется на производстве обуви; хлебе и хлебобулочных изделиях; производстве деловой древесины; пиломатериалов; мясо, включая суп продукты I категории.

Теперь рассчитаем коэффициент локализации (). Он показывает во сколько раз та или иная отрасль промышленности лучше или хуже развита в Псковской области по сравнению с РФ.

Отраслевая структура промышленности (%).

Отрасль

Псковская область

РФ

1.Электроэнергетика

24,3

17

1,43

2.Топливная

0,1

15,5

0,0065

3.Черная металлургия

1,1

7,7

0,14

4.Цветная металлургия

0,1

7,6

0,013

5.Химическая промышленность

0,6

7,3

0,08

6.Машиностроение

30,7

18

1,71

7.Лесная

4,1

3,9

1,05

8.Промыш. строительные материалы

4,8

3,8

1,26

9.Пищевая

23,5

13,7

1,72

10.Прочие

2,4

2,2

1,23

Из таблицы видно, что пищевая отрасль промышленности в 1,72 раза по сравнению с РФ развита лучше в Псковской области; машиностроение в 1,71; электроэнергетика в 1,43.

Транспорт.

В настоящее время Псковская область располагает мощной транспортной инфраструктурой, развитой сетью автомобильных и железных дорог.

Автотрассы и железнодорожная сеть, связывают ее с Москвой, С.-Петербургом, Львовом, Одессой, со столицами стран Балтии, портами Мурманска и Калининграда. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 1092 км, протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием – 9954км.

В Пскове открыт международный аэропорт для средне магистральных и грузовых самолетов с полным весом до 250 т.

Пропуск грузов через границу обслуживают таможни, действуют автомобильные и железнодорожные пропускные пункты. Псков обладает речным портом, который способен связать область с портами Эстонии на побережье Псковско-Чудского водоема (крупнейший из них – Тарту).

Грузооборот автомобильного транспорта на 2000 год составил 1847 млн. тонно-километров, пассажирооборот автобусного транспорта общего пользования так же на 2000 год – 1675 млн. пассажиро-километров.

Обеспеченность территории и населения основными видами транспорта показывают  коэффициент густоты транспортных путей -  ; и коэффициент обеспеченности населения транспортными путями - .

Площадь территории, тыс. .

Численность населения, тыс. чел.

ж/д.

Автомоб. дороги с тверд покрытием.

Протяже нность, км.

Протяженность, км.

Псковская область

55,3

801000

1092

19,75

0,0014

9954

180

0,012

СЗФО

1677,9

14485

12931

7,71

0,89

66860

39,85

4,6

РФ

17075,4

145559

90000

5,27

0,62

760000

44,5

5,2

Из таблицы видно, что в Псковской области на тысячу километров  площади приходится 19,75 км железнодорожных путей и 180 км автомобильных дорог с твердым покрытием. Также на каждую тысячу населения железнодорожных путей приходится 0,0014 км, а автомобильных дорог с твердым покрытием 0,012 км.

Область придает огромное значение дальнейшему разыитию транспортной

Похожие материалы

Информация о работе