Естественные, органические потребности человека возникают без их специального формирования, тогда как все социальные потребности возникают лишь в процессе воспитания. Однако даже органические потребности человека подвергаются социализации. В зависимости от того, с какими социальными ценностями связаны потребности, различаются разные их уровни - высшие и низшие.
Асоциальное поведение связано с переходом за грань так называемых разумных потребностей. Неразумные потребности - гипертрофированные потребности низших уровней, препятствующие развитию потребностей более высоких уровней. Только упорная работа личности и всего общества по возвышению потребностей может ограничить неразумные потребности - гипертрофию вещизма, делячества, утилитаризма.
Материальное потребление для социализированной личности является прежде всего условием ее созидательной деятельности. Если животные действуют лишь для того, чтобы потреблять, то человек потребляет, чтобы действовать, созидать, обеспечивать прогресс общественного развития. Непомерное матери альное потребление, ставшее самоцелью, - признак десоциализации личности.
Потребности людей зависят от исторически сложившегося уровня производства и потребления, от условий жизни человека, традиций и господствующих вкусов в данной социальноп группе. В отличие от животных, имеющих стабильный круг потребностей, потребности человека постоянно расширяются (по мере расширения его производительных возможностей).
Для исторического процесса развития человечества характерен объективный закон возвышения человеческих потребностей. Для отдельного же индивида возможен регресс потребностей - "расползание" вширь потребностей низших уровней.
Потребность с нейрофизиологической точки зрения представляет собой образование доминанты устойчивого возбуждения определенных механизмов головного мозга, которые и организуют, регулируют необходимые поведенческие акты.
Потребности закрепляются в процессе их удовлетворения. Удовлетворенная потребность сначала исчезает, но затем возникает с большей интенсивностью. Слабые потребности в процессе их многократного удовлетворения становятся более стойкими.
Потребность становится основой поведенческого акта лишь в том случае, если для ее удовлетворения имеются или могут быть созданы средства и условия (предмет деятельности, орудие деятельности, знание и способы действия). Чем разнообразнее средства удовлетворения данной потребности, тем прочнее они закрепляются.
Потребности определяют весь приспособительный механизм психики. Объекты действительности при этом отражаются как возможные условия (или препятствия) удовлетворения потребностей. Как отмечает П. Милнер, потребности оснащены ее детекторами и эффекторами. Система ведущих потребностей, и актуализация замыкают психику на постановку соответствующих целей. При этом внешние воздействия избирательно охватываются доминирующей мотивационной активностью индивида.
Функции разума в удовлетворении потребностей.
Наличие разума предполагает возможность удовлетворения потребностей различными способами, то есть человек может выбирать определенный способ, который в тот или иной момент времени по каким-либо показателям (обстоятельствам) является наилучшим для достижения максимального удовлетворения с получением наибольшей пользы, полезности.
Также наличие разума делает возможным изменение порядка удовлетворения потребностей в зависимости от их важности и необходимости. Высшие потребности появляются по мере удовлетворения низших. На это влияет множество факторов, будь то социальный (общественный), временной (от момента до исторической эпохи, например) и др. Высшие потребности обусловлены низшими и могут не проявляться вообще, так как ни одну потребность, в том числе и низшую, нельзя удовлетворить до конца.
Одна из функций разума - подавление человеком неисполнимых желаний, потребностей. Человек разумный понимает, что какая-либо его потребность не может быть удовлетворена вообще, в принципе, даже на небольшой отрезок времени, даже слегка. Неудовлетворенная потребность причиняет человеку страдания (моральные
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.