Санкт- Петербургский Государственный Университет Низкотемпературных и Пищевых Технологий
Кафедра «Деталей машин и основ инженерного проектирования»
Курсовой проект
Расчёт и конструирование двухступенчатого редуктора
Выполнил:
студент 434 гр.
Проверила:
Санкт-Петербург
2005 г.
Исходные данные:
Двухступенчатый редуктор с развернутой схемой и горизонтальным расположением
Nм=9кВт
nсинх эл.=1500об/мин
Lh=10000часов
Нагрузка спокойная
Передача реверсивная, работа односменная
Выбор двигателя

![]()
![]()
выбираем электродвигатель 132M4 у которого
![]()
![]()

Кинематический расчёт:
Передаточные числа

![]()


частота вращения валов
![]()


угловая скорость вращения валов




мощность на валах редуктора
![]()
![]()
![]()
крутящие моменты на валах




характеристика материала
косозубая передача: шестерня – 40Х 250HB
колесо – 40Х 250HB
прямозубая передача: шестерня – 40Х 250HB
колесо – 40Х 250HB
Определение ориентировочного значения допускаемых контактных напряжений
Предел контактной выносливости
(для HB<350)
![]()
![]()
![]()
эквивалентное число циклов перемены напряжения
![]()
![]()
![]()
![]()
- частота вращения
- число пар после заходов
- срок службы
базовое число циклов перемены напряжений
![]()
![]()
![]()
![]()
коэффициент долговечности

![]()
![]()
![]()
![]()
коэффициент безопасности
![]()
![]()
![]()
![]()
допускаемые контактные напряжения

![]()
допускаемое контактное напряжение для передач
![]()
![]()
Определение ориентировочного значения межосевого расстояния
Вспомогательный коэффициент
![]()
![]()
коэффициент ширины зуба венца относительно делительного диаметра
![]()
![]()
коэффициент ширины зуба венца относительно межосевого расстояния


коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца
![]()
![]()
ориентировочное межосевое расстояние

проверка

проверка сошлась
выбор типа нарезки зубчатых колёс
выбираем тип нарезки без смещения
Определение ориентировочного числа зубьев шестерней и колес.
число зубьев шестерни
![]()
![]()
число зубьев колеса
![]()
![]()
суммарное число зубьев
![]()
![]()
Определение ориентировочных значений модуля, начального, окружного диаметра шестерни, рабочей ширины шестерни, коэффициента торцевого перекрытия, окружной скорости, степени точности изготовления.
Угол наклона зуба
![]()
нормальный модуль (для косозубой передачи)

модуль прямозубой передачи

начальной окружной диаметр шестерни

![]()
рабочая ширина шестерни
![]()
![]()
коэффициент торцевого перекрытия


окружная скорость


степень точности изготовления
для косозубой передачи – выбираем 8-ую степень точности для прямозубой передачи - выбираем 9-ую степень точности
Определение уточненного значения межосевого расстояния
коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий


динамический коэффициент
![]()
![]()
коэффициент формы сопряженный поверхностей зубьев
![]()
![]()
коэффициент, учитывающий механические свойства
![]()
уточненное значение вспомогательного коэффициента
![]()
![]()
допускаемое контактное напряжение для зубчатых колёс

![]()
допускаемое контактное напряжение для передач
![]()
![]()
уточненное значение межосевого расстояния

принимаем ![]()

принимаем ![]()
Определение действительных значений модулей, суммарного числа зубьев, ширины колес итд.
Действительное значение модуля

принимаем ![]()
действительное
значение нормального модуля 
принимаем ![]()
уточненное значение суммарного числа зубьев


уточненное значение угла наклона зуба

![]()
основной угол наклона зуба
![]()
![]()
рабочая ширина венца зуба колеса
![]()
![]()
коэффициент осевого перекрытия

принимаем ![]()
уточненное значение ширины колеса (косозубого)

принимаем ![]()
проверка

проверка сошлась
уточненное значение ширины шестерней
![]()
![]()
Определение уточненных значений количества зубьев, передаточных чисел и коэффициента торцевого перекрытия
Уточненное значение количества зубьев шестерней


Уточненное значение количества зубьев колес
![]()
![]()
уточненное значение передаточных чисел


отклонение фактических передаточных чисел


уточненное значение коэффициента торцевого перекрытия


Определение основных размеров зацепления
окружной модуль

диаметр делительной окружности
![]()
![]()
![]()
![]()
диаметр начальной окружности
![]()
![]()
![]()
![]()
диаметр окружности выступов
![]()
![]()
![]()
![]()
диаметр окружности впадин
![]()
![]()
![]()
![]()
нормальная толщина зуба
![]()
![]()
проверка
![]()
![]()
фактическое значение окружной скорости


степень точности изготовления зуба передачи
принимаются: для косозубой передачи – 8ст.т.
для прямозубой передачи – 9ст.т.
Расчет передач на контактную прочность
коэффициент, учитывающий сопряжение поверхностей
![]()
![]()
коэффициент динамичности
![]()
![]()
допускаемые контактные напряжения
![]()
![]()
коэффициент ![]()
![]()
![]()
коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями
![]()
![]()
коэффициент, учитывающий длину контактной линии


расчётное контактное напряжение


расчет зубьев на прочность
![]()
![]()
![]()
![]()
коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения
![]()
![]()
коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности
![]()
коэффициент, учитывающий нестабильность свойств материала
![]()
коэффициент, учитывающий способ получения заготовки (отливка)
![]()
коэффициент безопасности
![]()
коэффициент, учитывающий градиент напряжения
![]()
![]()
коэффициент, учитывающий размеры колеса
![]()
коэффициент, учитывающий упрочнение
![]()
базовое число циклов перемены напряжения
![]()
эквивалентное число циклов перемены напряжений
![]()
![]()
![]()
![]()
коэффициент долговечности
![]()
допускаемые напряжения




эквивалентное число зубьев


![]()
![]()
коэффициент, учитывающий форму зуба
![]()
![]()
![]()
![]()
коэффициент, учитывающий наклон зубьев
![]()
коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями

![]()
коэффициент, учитывающий неравномерность нагрузки по ширине венца
![]()
![]()
коэффициент динамичности
![]()
![]()
коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев

![]()
отношение


расчет косозубой
передачи вести по шестерни 
расчет прямозубой
передачи вести по шестерни 
Расчет напряжения изгиба


проверка
![]()
![]()
Определение сил действующих в зацеплении
окружная сила


радиальная сила

![]()
осевая сила
![]()
нормальная сила


Расчет валов редуктора
Определение расстояния между опорами
(См приложение рис1.)
![]()
![]()
![]()
![]()

зависит от ![]()
![]()
- для стали 40Х

принимаем
![]()

принимаем
![]()
![]()
![]()
Расчет первого вала
(Эпюры См приложение рис2.)
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ
Определение реакций опор
![]()

![]()
![]()
![]()
проверка
![]()
![]()
Определение изгибающих моментов в сечениях
I. ![]()
Ми=-R1x*z
z=0 Ми=0 Н*м
z=0.08 Ми=-653,44*0.08=-52.28Н*м
II. ![]()
Ми=0 Н*м
III. ![]()
Ми=-R2x*z2
z=0 Ми=0 Н*м
z=0.196 Ми=-213.03*0.196=-41.75Н*м
ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ
Определение реакций опор
![]()
![]()
![]()
![]()
проверка
![]()
![]()
Определение изгибающих моментов в сечениях
I. ![]()
Ми=-R1y*z
z=0 Ми=0 Н*м
z=0.08 Ми=1868.5*0.08=149.48Н*м
II. ![]()
Ми=0 Н*м
III. ![]()
Ми=-R2y*z2
z=0 Ми=0 Н*м
z=0.196 Ми=762.65*0.196=149.48Н*м
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУММАРНЫХ ИЗГИБАЮЩИХ МОМЕНТОВ
![]()
![]()
КОНСОЛЬНАЯ НАГРУЗКА

- диаметр окружности пальцев ![]()
Определение реакций опор от консольной нагрузки
![]()
![]()
![]()

проверка
![]()
Определение моментов от консольной нагрузки в сечениях
I. ![]()
Мk=Rk1*z
z=0 Мk=0 Н*м
z=0.276 Мk=77.77*0.276=21.46Н*м
II. ![]()
Мk=Fk*z1
z=0 Мk=0 Н*м
z=0.055 Мk=390.24*0.055=21.46Н
Определение суммарных моментов от консольной нагрузки
![]()
![]()
![]()
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКВИВАЛЕНТНЫХ МОМЕНТОВ
T1=64Н*м
![]()
![]()
![]()
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИАМЕТРА ВАЛА В ОПАСНОМ СЕЧЕНИИ
![]()

![]()
УТОЧНЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИАМЕТРА ВАЛА
![]()

пересчитываем для ![]()
![]()

![]()
-вал шестерни

СУММАРНЫЕ РЕАКЦИИ НА ОПОРАХ
![]()
![]()
Расчет второго вала
(Эпюры См приложение рис3.)
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ
Определение реакций опор
![]()


![]()

проверка
![]()
Определение изгибающих моментов в сечениях
I. ![]()
Ми=-R1x*z
z=0 Ми=0 Н*м
z=0.08 Ми=-368,56*0.08=-29.48Н*м
II. ![]()
Ми=-R2x*z1
z=0 Ми=0 Н*м
z=0.0905 Ми=-1180,83*0.0905=-106.87Н*м
III. ![]()
Ми=-R2x(0,0905+ z2)+Fr2*z2
z=0 Ми=-106.87 Н*м
z=0.1055 Ми=-1180.83*0.196+2415.86*0.1055=23.43Н*м
ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ
Определение реакций опор
![]()

![]()

проверка
![]()
Определение изгибающих моментов в сечениях
I. ![]()
Ми=-R1y*z
z=0 Ми=0 Н*м
z=0.08 Ми=-4306.7*0.08=-344.54Н*м
II. ![]()
Ми= R1y*(0.08* z1)+Ft1*z1
z1=0 Ми=-344.54 Н*м
z1=0.1055 Ми=-4306.7*0.1855+26331.15*0.1055=-521.31Н*м
III. ![]()
Ми=R2y*z2
z=0 Ми=0 Н*м
z=0.0905 Ми=-5760,2*0.0905=-521,31Н*м
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУММАРНЫХ ИЗГИБАЮЩИХ МОМЕНТОВ
![]()
![]()
![]()
T2=312.3Н*м
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКВИВАЛЕНТНЫХ МОМЕНТОВ
![]()
![]()
![]()
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИАМЕТРА ВАЛА В ОПАСНОМ СЕЧЕНИИ
![]()

![]()
УТОЧНЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИАМЕТРА ВАЛА
![]()
- вал шестерни
![]()
СУММАРНЫЕ РЕАКЦИИ НА ОПОРАХ
![]()
![]()
Расчет третьего вала
(Эпюры См приложение рис4.)
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ
Определение реакций опор
![]()

![]()

проверка
![]()
Определение изгибающих моментов в сечениях
I. ![]()
Ми=R1x*z
z=0 Ми=0 Н*м
z=0.08 Ми=1715,61*0.08=137,25Н*м
II. ![]()
Ми=R2x*z1
z=0 Ми=0 Н*м
z=0.196 Ми=700,25*0.196=137,25Н*м
ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ
Определение реакций опор
![]()

![]()

проверка
![]()
Определение изгибающих моментов в сечениях
I. ![]()
Ми=R1y*z
z=0 Ми=0 Н*м
z=0.08 Ми=5280,46*0.08=422,44Н*м
II. ![]()
Ми=R2y*z1
z=0 Ми=0 Н*м
z=0.196 Ми=2155,29*0.196=422,44Н*м
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУММАРНОГО ИЗГИБАЮЩЕГО МОМЕНТА
![]()
КОНСОЛЬНАЯ НАГРУЗКА

- диаметр окружности пальцев ![]()
Определение реакций опор от консольной нагрузки
![]()

![]()

проверка
![]()
Определение моментов от консольной нагрузки в сечениях
I. ![]()
Мk=Rk1*z
z=0 Мk=0 Н*м
z=0.276 Мk=1475,15*0.276=407,14Н*м
II. ![]()
Мk=Fk*z1
z=0 Мk=0 Н*м
z=0.095 Мk=4285,71*0.095=407,14Н
Определение суммарных моментов от консольной нагрузки
![]()
![]()
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКВИВАЛЕНТНЫХ МОМЕНТОВ
T3=1200Н*м
![]()
![]()
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИАМЕТРА ВАЛА В ОПАСНОМ СЕЧЕНИИ
![]()

![]()
УТОЧНЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИАМЕТРА ВАЛА
![]()
- вал
![]()
СУММАРНЫЕ РЕАКЦИИ НА ОПОРАХ
![]()
![]()
Расчет валов по коэффициентам запаса усталостной прочности
Моменты сопротивления
Для 1-ого Вала:
![]()
![]()
Для 1-ого Подшипника:
![]()
![]()
Для 2-ого Вала:
![]()
![]()
Для 2-ого Подшипника:
![]()
![]()
Для 3-ого Вала:
![]()
![]()
Для 3-ого Подшипника:
![]()
![]()
Амплитудное напряжение от усилий
Для 1-ого Вала:

Для 1-ого Подшипника:

Для 2-ого Вала:

Для 2-ого Подшипника:

Для 3-ого Вала:

Для 3-ого Подшипника:

Амплитудное напряжение от кручения
Для 1-ого Вала:

Для 1-ого Подшипника:

Для 2-ого Вала:

Для 2-ого Подшипника:

Для 3-ого Вала:

Для 3-ого Подшипника:

Эффективные коэффициенты концентрации напряжений
Для 1-ого Вала:
, ![]()
Для 1-ого Подшипника:
, ![]()
Для 2-ого Вала:
, ![]()
Для 3-ого Вала:
, ![]()
Для 3-ого Подшипника:
, ![]()
Коэффициенты влияния абсолютных размеров
Для 1-ого Вала:
![]()
Для 1-ого Подшипника:
![]()
Для 2-ого Вала:
![]()
Для 3-ого Вала:
![]()
Для 3-ого Подшипника:
![]()
Коэффициенты влияния состояния поверхности
Для 1-ого Вала:
![]()
Для 1-ого Подшипника:
![]()
Для 2-ого Вала:
![]()
Для 3-ого Вала:
![]()
Для 3-ого Подшипника:
![]()
Коэффициенты запаса прочности
Для 1-ого Вала:


проверка:

Для 1-ого Подшипника:


проверка:

Для 2-ого Вала:


проверка:

Для 3-ого Вала:


проверка:

Для 3-ого Подшипника:


проверка:

Выбор шпонок
Для 2-ого вала
Исходные данные:
Диаметр вала dв=50мм
Длинна ступицы lст=bw2=80мм
Крутящий момент T2=312.3Н*м
Материал Ст6
![]()
Расчет:
1. Сечение шпонки и глубина паза
bxh=16x10мм t1=6.0мм
2. Длинна шпонки
l=lст-(5..10)=80-10=70мм
3. Рабочая длинна шпонки
lр=l-b=70-16=54мм
4. Проверка прочности соединения на смятие

Для 3-ого вала
Исходные данные:
Диаметр вала dв=70мм
Длинна ступицы lст=bw4=84мм
Крутящий момент T3=1200Н*м
Материал Ст6
![]()
Расчет:
1. Сечение шпонки и глубина паза
bxh=20x12мм t1=7.5мм
2. Длинна шпонки
l=lст-(5..10)=84-9=75мм
3. Рабочая длинна шпонки
lр=l-b=75-20=55мм
4. Проверка прочности соединения на смятие

Выбор подшипников
Для 1-ого вала
Исходные данные:
Суммарные опорные реакции
R1=1979.46Н
R2=791.84Н
Суммарная радиальная реакция на наиболее нагруженной опоре
![]()
Диаметр сечения вала под подшипник
dn1=dпод=25мм
Частота вращения вала
dp1=n1=1460об/мин
Желаемая долговечность подшипника
Lh=ti=10000часов
Коэффициент вращения кольца подшипника
V=1
Температурный коэффициент
Kт=1
Коэффициент безопасности
Kd=1
Расчет:
1. Подбор подшипника по диаметру цапфы
d=25мм С=22,5*103Н С0=11,4*103Н
-выбираем радиальный
шарикоподшипник тип 0000
2.
Расчет значения ![]()

![]()
3. Определение эквивалентной нагрузки
![]()
4. Определение расчетной динамической грузоподъемности

p=3-для шарикоподшипников
Сp<C
5. Определение действительного ресурса подшипника

выбираем радиальный однорядный шарикоподшипник средней серии с условным обозначением 305, у которого: d=25мм, D=62мм, B=17мм, r=2мм
Для 2-ого вала
Исходные данные:
Суммарные опорные реакции
R1=12370Н
R2=7192,2Н
Суммарная радиальная реакция на наиболее нагруженной опоре
![]()
Диаметр сечения вала под подшипник
dn1=dпод=45мм
Частота вращения вала
dp1=n1=287,7об/мин
Желаемая долговечность подшипника
Lh=ti=10000часов
Коэффициент вращения кольца подшипника
V=1
Температурный коэффициент
Kт=1
Коэффициент безопасности
Kd=1
Расчет:
1. Подбор подшипника по диаметру цапфы
d=45мм С=52,7*103Н С0=30*103Н
-выбираем радиальный
шарикоподшипник тип 0000
2.
Расчет значения ![]()

![]()
3. Определение эквивалентной нагрузки
![]()
4. Определение расчетной динамической грузоподъемности

Сp>C
Меняем среднюю серию на тяжелую
d=45мм С=76,1*103Н С0=45,5*103Н


![]()
![]()

Сp<C
5. Определение действительного ресурса подшипника

выбираем радиальный однорядный шарикоподшипник тяжелой серии с условным обозначением 409, у которого: d=45мм, D=120мм, B=29мм, r=3мм
Для 3-ого вала
Исходные данные:
Суммарные опорные реакции
R1=5552,17Н
R2=2266,19Н
Суммарная радиальная реакция на наиболее нагруженной опоре
![]()
Диаметр сечения вала под подшипник
dn1=dпод=65мм
Частота вращения вала
dp1=n1=71,9об/мин
Желаемая долговечность подшипника
Lh=ti=10000часов
Коэффициент вращения кольца подшипника
V=1
Температурный коэффициент
Kт=1
Коэффициент безопасности
Kd=1
Расчет:
6. Подбор подшипника по диаметру цапфы
d=65мм С=92,3*103Н С0=56*103Н
-выбираем радиальный
шарикоподшипник тип 0000
7.
Расчет значения ![]()

![]()
8. Определение эквивалентной нагрузки
![]()
9. Определение расчетной динамической грузоподъемности

Сp<C
10. Определение действительного ресурса подшипника

выбираем радиальный однорядный шарикоподшипник средней серии
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.