Современные технологии в образовании: применение и создание электронных учебников. Основная тенденция развития образования нового века

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Сегодня актуальна задача создания электронных учебников и учебных пособий. Процесс создания электронного учебника чрезвычайно трудоемкий. Затраты окупаются тем, что полноценный электронный учебник может служить средством демонстрации на лекции, репетитором для самостоятельных занятий в компьютерных классах, средством самостоятельного обучения, методическим указанием для выполнения лабораторных работ за компьютером, экзаменатором. Но для того, чтобы электронный учебник выполнял все эти функции необходимо педагогическое мастерство преподавателя, разрабатывающего учебник, необходимы сложные методические разработки, учитывающие специфику изучаемого предмета.

В настоящее время многие компьютерные фирмы и организации занимаются разработкой дистанционных курсов. В основе любого подобного курса находится, как правило, электронный учебник, дающий возможность обучаемым получить необходимый (но не всегда достаточный!) объем учебной информации, а также предлагающий справочные материалы, разнообразные тесты для самоконтроля, списки рекомендуемой литературы и ссылки на тематические ресурсы Интернет и т.д.

Можно выделить следующие области применения и использования электронных учебников:

-  дистанционное образование;

-  использование на аудиторных занятиях;

-  самостоятельная работа обучающихся;

-  симуляторы (тренажеры, имитаторы).

Для того, чтобы создать полноценный, функциональный и удобный электронный учебник, необходимо понять, что он должен и будет включать, какие элементы, какие функции выполнять. Важно оценить критерии, по которым будет оцениваться данный электронный учебник. Единой принятой системы классификации электронных учебников не существует. Однако, можно выделить определенный набор критериев, являющимися значимыми при оценке электронного учебника, и в рамках этих критериев проводить классификацию. К таким критериям можно отнести:

-  форма представления электронного учебника;

-  область применения (назначение) электронного учебника;

-  способ технической реализации электронного учебника.

Как и в создании любых сложных систем, при подготовке электронного учебника решающим для успеха является талант и мастерство авторов. Тем не менее, существуют устоявшиеся формы электронных учебников, точнее, конструктивных элементов, из которых может быть построен учебник. Можно выделить следующие формы представления электронных учебников:

-  «Тест»;

-  «Энциклопедия»;

-  «Задачник»;

-  «Креативная среда»;

-  «Авторская среда»;

-  «Невербальная среда».

Электронный учебник по сути своей это средство для обучения студентов. Целью использования электронного учебника должно быть рациональное и эффективное обучение с помощью компьютера. Только синтез дидактики - науки об обучении человека и инженерии знаний и науки об обучении компьютера обеспечит эффективность применения электронного способа обучения. Современная дидактическая доктрина заключается в следующем:

1. Конечной целью обучения являются не знания, а образ действий, реализуемый через умения.

2. Способ действий обучаемым может быть освоен только в деятельности, а именно учебной деятельности. Теоретической базой здесь является психологическая теория деятельности.

3. Деятельность обучающего заключается в управлении учебной деятельностью обучаемого.

Традиционный учебник состоит из текста, разбитого на темы, главы, параграфы и т.д. В тексте размещаются иллюстрации. После текста обычно помещаются вопросы и упражнения. Надо отметить, что так построены практически все учебники, независимо от предмета обучения. Традиционный учебник играет пассивную роль в процессе обучения.

Однако, электронный учебник может играть более активную роль в обучении. Это может быть не учебник, а электронный учитель, который назовем "Интеллектуальная обучающая система" (ИОС). Но нельзя забывать, что в данном контексте электронный учебник и ИОС представляют все-таки разные классы программного обеспечения и к ним необходимо вырабатывать различные критерии оценки. Можно говорить, что ИОС для разных дисциплин в чем-то могут быть совершенно разными и в чем-то схожими. ЭУ и ИОС предназначены для использования студентами в ходе изучения

Похожие материалы

Информация о работе