этом о какой-либо целенаправленности и системности решения общеэкономических проблем и повышении качества роста российской экономики также говорить нельзя.
Симагина, О. В.
Государственное управление экономической динамикой : моногр. / О. В. Симагина. — Новосибирск : СибАГС, 2006. — 224 с.
В предлагаемом учебном пособии речь пойдет о той переходной экономике, которая существует сегодня в постсоциалистических странах, и прежде всего в России. Микроуровень этой экономики подлежит нашему дальнейшему анализу. Поэтому первый вопрос, на который следует ответить, — это оценка того состояния, в котором находится сегодня отечественная экономика.
По убеждению большинства экономистов и политиков, мы находимся сегодня в некоем переходном состоянии, в движении от централизованного хозяйства к рыночной экономике. До развитой рыночной системы или, как иногда говорят, до цивилизованного рынка еще предстоит пройти долгий путь, и мы прошли пока лишь небольшую его часть, т.е. находимся пока на его первом отрезке, в начале перехода.
Для того чтобы действительно перейти к рынку, нужно последовательно решить две взаимосвязанные группы задач. Первая группа задач связана с формированием равновесной экономики, ибо рынок — это всегда есть определенное равновесие, есть система общественных отношений, в которой предложение товаров уравновешивает спрос на них. Кстати, для предшествовавшей плановой системы хозяйства было характерно централизованное распределение производственных ресурсов и продуктов, что обычно приводило к их дефициту, т.е. неравновесию, о чем пойдет речь ниже.
Можно сказать, что первая группа задач — самая простая, и решается она путем ряда макроэкономических преобразований рыночного характера. Здесь мы уже добились определенных успехов: потребительский рынок насыщен различными товарами и услугами, развиваются рынки рабочей силы, недвижимости, ценных бумаг, финансовых ресурсов. Возник валютный рынок внутри страны, происходит активное вхождение в мировой рынок. Таким образом, резко расширились возможности людей по удовлетворению своих потребностей в товарах и услугах, хотя полнота и качество этого удовлетворения еще сильно отстают от уровня стран с развитой рыночной экономикой, прежде всего от стран Западной Европы, США, Японии. Кроме того, отдельные секторы рынка в России еще совершенно не развиты: у нас нет рынка земли — отсюда неполноценность рынка недвижимости, слабо развит финансовый рынок, практически отсутствует рынок инвестиций, только началось становление рынка ценных бумаг, много ограничений при выходе на мировой рынок и т.д. Инфраструктура внутреннего товарного рынка тоже еще недостаточно развита, т.е. вроде бы все где-то продается, но информация о насыщении товарных рынков и доступность товаров пока ограниченны. И все-таки можно сказать что большая часть задач этой группы уже решена или решается
Но есть и другая, более серьезная группа задач в области рыночных преобразований. Она относится собственно к сфере микроэкономики развитию которой посвящена эта книга. Ведь настоящий рынок начинается не там, где есть равновесие, а там, где рынок приводит в движение экономику, запускает производство товаров, т.е. там, где рынок превращается в двигатель экономического развития, где рыночный механизм заставляет экономику двигаться вперед, требует, чтобы росла эффективность, снижались затраты, обновлялась продукция, шел технологический прогресс.
Рыночный механизм — это лишь определенный инструмент, двигатель экономического прогресса через использование присущих ему стимулов. И вот тут-то ярко видно отличие переходной экономики от развитой рыночной экономики. В условиях рынка главное, что движет экономическим развитием, — это получение прибыли. Но увеличить прибыль легче всего за счет повышения цен, что вполне позволяет делать переходная экономика вследствие неразвитости рынков и механизма конкуренции. Рассмотрим пример. Доля прибыли в цене, составляющая 10%, является типичной для развитой рыночной экономики. Для того чтобы увеличить эту долю в полтора раза, фирме необходимо, как правило, предпринять титанические усилия. Если автомобильный гигант производит, скажем, 1 млн. автомобилей в год, то для того, чтобы увеличить в полтора раза долю прибыли, ему надо произвести дополнительно еще 500 тыс. автомобилей аналогичного качества, для чего увеличить в полтора раза свои и без того огромные производственные мощности, а если их нет, то создать их, т.е. вложить большие средства, провести дорогостоящие маркетинговые
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.