Возможности и угрозы этносферы. Роль государствава в узком смысле «государствово». Государственная политика

Страницы работы

Содержание работы

5.Миссия– обеспечение жизнеспособности и устойчивости общ-енного развития народов гос-ва. Внешние ф-ции: 1оборонную(защита от вн угроз и агрессии) 2Геополитическая: внешнеполит+ внешнеэкономич (поддержание свободы, суверенитета и истор сущ-ия народов в рамках мирового сообщ-а. Человек реализуется в своем народе (в своей нации), народы - во взаимодействии с другими народами), 3культурно-информационную(обмен м\у гос-вами), 4глобального сотрудничества (сотрудн в решении глоб пробл).

3. Роль гос-ва В узком смысле «гос-во» – основной эл-т полит подсистемы и управляющая система общ-а. Вопрос о роли ГУ в общ-е — это «извечная проблема». Для каждой страны эта проблема решается в индивидуал порядке. Концепции, обосновывающие роль гос-а в упр-ии общ-ом: либеральная (основной регулятор общ-енной жизни - свободный рынок); социалистическая (принцип централизованного планового ГУ); концепции, сочетающие эл-ы либерального и социалистического подходов.Ф-циональные границы гос-а—обязанности гос-а по отношению как к общ-у в целом, так и к отдельным его сферам, кот взаимосвязаны, системно организованы и соотв выбранной в результате «полит выбора» модели и миссии данного конкретного гос-а, должны определяться балансом потребностей общ-а в упр-ии и возможностей гос-а.

9. В системе гносеологических эл-ов ГУ содержится важная логика упр-ческой деятельности, понимание и соблюдение которой помогает при решении конкретных упр-ческих задач. Ведь в зависимости от информации, служащей импульсом (толчком) для определенного упр-ческого цикла, приходится изыскивать соответствующие знания, обосновывать предложения, различные варианты решения вопроса, выверять их ч/з экспертизу и воплощать в решениях, вызывающих нужные действия, «информация -> знания ->ресурсы -> идеи (модели) ->экспертные оценки ->решения -> действия ->результаты».

7.Системность ГУ дает необход скоординированность, субординацию и рациональность. В процессе ГУ гос-во целенаправленно воздействует на объект упр-ия. Здесь система субъектно-объектных зависимостей включает в себя: субъект упр-ия(гос-во) воздействия(институты гос и общ) управляемые объекты(общ), где преимущество находится на стороне субъекта упр-ия, а упр объекты воспринимают его решения и действия и трансформируют их в процесс собственного ф-ционирования. В процессе гос-енного строительства гос-во определяет гос-енно-властный характер, правовую форму взаимосвязи и взаимодействия соответствующих сторон общ-енных отношений. Общ-енная система формирует главным образом содержание. ГУ как «черный яшик»1сложно отл возд вход от возд окр среды. 2под рез деят зачастую приним само упр возд, 3как выделить объект упр из окр среды

19.Возм и угрозы этносферы. Оставаясь независимыми от управляющих воздействий гос-а, процессы, протекающие в этносфе-ре, играют важную роль в деятельности гос-а. Возможности: 1энергия народа, направленная на укрепление страны и гос-а. Это и трудовая активность населения, необходимая для ведения нац хозяйства, и деятельность по защите отечества в военное время, и творческая активность в научно-технической сфере и в сфере культуры. 2Чувство патриотизма. 3Талант и одаренность населения Угрозы; 1многонац стране всегда имеется опасность возникновения межэтнических конфликтов. 2.Ряд таксономических единиц этнической структуры (консорций и конвин-ксий) могут представлять угрозу для народа и гос-а (секты, банды, тайные общ-а). 3.Различия в нац укладах жизни могут препятствовать эффективному действию правовых норм.

11. внешния среда СГУ - совокупность объективно сущ факторов, независимых от текущей гос политики, влияющих на гос устройство или на функционирование гос-ва 1Среда непосредственного влияния (ближняя среда): ее эл-ы оказывают непосредственные и жизненно важные воздействия. Орг-ия напрямую зависит от этих эл-ов. 2Эл-ы среды косвенного воздействия (дальней среды) влияют на общие условия сущ-ия и развития орг-ии. 3Истор изменчивые факторы (уст только в рамках конкретной общ-енно-эконом формации)- совокупность объективно сущ факторов, независимых от текущей гос политики, влияющих на гос устр или на ф-ционирование гос-ва, действующих в условиях и на протяжении существования определенного общ-енно-политического строя (природно-климат усл и сист природопользования; этносфера; социосфера (социум), техносфера

15 Этносфера– среда, в кот сущ этн сист Этнос  – сист, в рамках кот сущ этносы(спец форма сущ вида гомосап,те общность людей, объ6ед чувств комплимент,этнич стереотипом поведения). Мозаичн структ: суперэтнос – объед неск этносов с одной идеологией и ист судьбы.Этнос– Субэтнос – часть этноса с особ видом культ. Конвинсия – гр люд, объед един бытом и кровно-родств связями. Консорция – случ обр объед группа людей бытом или деят.

16 Этногинез-процесс развития этносов, локальный вариант формообр вида hs опред сочет ист факторов, энергийной основой кот является всплеск пассионарности(вид энергии, х-ка поведения) Люди:1пассионарии: поссион преобл над инстинктом самосохр, 2гармоничн особи – равно пассионарии и инстинкт самосохр, 3субпассионарии – преобл инстинкт самосохран.

21.Соц-политические факторы. –ист измен ф-ры. Соц-полит подсистема, обесп упоряд и стаб жизни общ-а в целом, нейтрализует/смягчает соц противоречия и конфликты, порожде соц-эконом подсистемой, в полит сфере разрешение соц конфликтов и обесп упоряд общ- жизни. СГУ д.б. выстроена в соотв с принц верхов власти –.отношение народа к высшей власти,.каким обр должно осущ упр: 1демократ (все грпаждане приним уч в упр, доверие количественной силе,т.е большинству); 2аристократ (представит упр, доверие качественно высшей, разумной силе); 3монарх (единонач упр, подчинение нравственной силе). Потребн в вв и гос-е возникают вследствие объед людей в соц-ые группы. Переплетение интересов групп в сочетании с борьбой м/у группами порожд эти потребности. Вв отражает идею принципа соц справедливости. Свойства: едина, постоянна, непрерывна, державна, священна, нерушима, везде присуща, источник власти, безответственна. Гос-во- совокупность вв и подчин ей подданных, членов нации. Гос-во осущ упр разл сторонами общ жизни и для этого формирует правящие (пр/венные) структуры. Пр/во -орг-ия системы упр-ия, организуется верховною властью, но не есть сама верховная власть

34Орг структура ГУ – особое гос-правовое явление, обусл общ-полит природой, соц-функц ролью, целями и содержанием ГУ в обществе, включ в себя опред состав, организ и уст взаимосвязь человеческих ресурсов, матер, вин и др средств, выделяемых и затрачиваемых обществом на формирование и реализацию гос-упр воздействий и поддержание жизнеспособности самого субъекта управления. Системообр элемент – орган власти. Способы упорядочения: 1по горизонтали – выделение звеньев структуры. Звено – совокупность гос орг отличающихся схожестью правового статуса, структуры и внешн взаимосвязи. Для форм типов правов статусы или типовые орг структуры.2по вертикали –выделение подсистем (целостн сист органов ГУ, формир на основ орг общ компетенции и налич субордицион отнош  внутри подсист)

23Соц мех-м ГУ совокупность и логич взаимосвязь соц эл-ов, процессов и закономерностей посредством кот субъект ГУ «схватывает» потребности, интересы и цели общества в упр-их воздействиях, закрепл их в решениях и действиях и практически приводит их в жизнь, опираясь на гос власть. Потребности –> интересы –> цели(объективная стор мех-ма)  –> решения –> действия –> результат. ( субъективная).Соц.  мех-м– поср-к  м/у гос-м и об-м

28Объекты ГУ – эл-ы общ-енной среды и их связи, измен в результате взаимодс субъектом ГУ. 1)самоактивны (способны к самодвижению на основе внутренних побудительных причин); 2)обладают целенаправленностью (ГУ должно учитывать эти цели в своей деятельности и влиять на формирование этих целей); 3)адаптивны (способны приспосабливаться к окружающим условиям); 4)способны к самоупр-ию; 5)зависимы от объективных условий общ-енной жизнедеятельности и они воспроизводят их в своем ф-ционировании. Классификация по уровням: 1. человек в проявлениях его сознания и поведения, трудовой и общ-енной деятельности (соц-ые роли); 2.коллективы и объединения людей, выступающие первичной формой общения и совместной деятельности (виды деятельности); 3.общ-о в целом, его подсистемы, отношения и процессы, возникающие в нем вследствие общ-енной активности людей (формы общ-енных отношений) По содержанию, определяемому соц-ыми ф-циями объектов, можно различать объекты упр-ия, распределенные по сферам общ-а (объекты экономической, соц-ой, духовной, политической систем).

31Функции ГУ – упр возд, кот вып гос аппарат для того, что бы направить и организовать общ жизнедеятельность, оказать на неё влияние для достиж пост целей. Разл: 1по объему влияния, те ф ГУ полный объем, органы власти – част объем, 2по субъекту –фГУ вся орг структ, ФОрг – соотв орган власти.3 Средства реал и содерж 4по природе– ГУ объективан, но абстрактное, ФОрг – юред выражены и закреплены.

32упр ф-ции гос органов – юредлическое выраж упр воздействия отдельных гос органов, кот они вправе и обязаны осущ в отношении опред упр объектов\компонентов каких-л др структур. Состовляющии: 1предмет отражает стороны и аспекты проявления общ системы подлежащ упр воздействию (чаще всего это опред общ отношения) 2способ реализации отражает средства сохранения или переобразования упр взаимосвязи. 3содержание выражает смысл и характер упр воздействия 4объем (присуще только упр ф-циям орг власти) определяет меру участия ф-ции органа власти в осущ целостной ф-ции гос упр.

29гос-упр воздействия – практическое, организующее и регулирующее воздействие гос-а на общ-енную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу. «воздействие» указывает на главное в упр-ии — влияние на сознание. Упр воздействие содержит момент целеполагания (присуще многим сферам человеческой деятельности, но в упр-ии оно имеет практическую направленность. Сложность в отборе уелей, кот не только нужны, желательны, но и практически реализуемы. Оно всегда имеет в себе орг-ионный момент. Придавая общ-енном процессу определенные цели, организуя в нем взаимодействие людей, упр-ие призвано в рамках этих целей и орг-ии конкретно регулировать поведение и деятельность каждого из участников этого процесполагающими, организующими и регулирующими свойствами.

25.Конфликты Источники: 1иерарх стр упр-ия, порож конфликт м/у властвующими и подчиняющимися; 2нечеткая орг-ия структуры власти и разграничения полномочий гос служащих; слабая работа с персоналом, 3низкий уровень квалификации гос служащих. Группы: 1м/у гос-вом и общ-ом (пробл легитимности, причина – потеря доверия со стороны населения. Формирование и реализация гос политики, отвечающей интересам большинства, и разъясн деять гос-а); 2м/у гос-вом и отдельными институтами политической системы (м/у гос-вом и отдельной партией); 3м/у ветвями власти; 4м\у уровнями гос органами центр, регион и местн уровней, (причина — неточные, неопределенные нормативные характеристики их прав, обязанностей, ответственности и взаимоотношений, снижение конфликтности — совершенствование нормативной базы и решение споров ч/з суд)., 5м\у разл гос орг, 6м\у гос орг и негос орг или гражд(источник - взаимоисключающее желание сторон: гос-а — влиять, а предприятия — быть независимым

34Орг структура ГУ – особое гос-правовое явление, обусл общ-полит природой, соц-функц ролью, целями и содержанием ГУ в обществе, включ в себя опред состав, организ и уст взаимосвязь человеческих ресурсов, матер, вин и др средств, выделяемых и затрачиваемых обществом на формирование и реализацию гос-упр воздействий и поддержание жизнеспособности самого субъекта управления. Системообр элемент – орган власти. Способы упорядочения: 1по горизонтали – выделение звеньев структуры. Звено – совокупность гос орг отличающихся схожестью правового статуса, структуры и внешн взаимосвязи. Для форм типов правов статусы или типовые орг структуры.2по вертикали –выделение подсистем (целостн сист органов ГУ, формир на основ орг общ компетенции и налич субордицион отнош  внутри подсист)

). актуальные ф-ции ГУ в Р. Исполнение решений, принятых политиками, отражает главное предназначение бюрократии, призванной реализовывать, претворять в жизнь политику гос-а, формируемую лицами, замещающими высшие гос должности. От качества выполнения данной ф-ции зависит успех проводимой гос-вом политики. Регулирование обеспечивает удовлетворение соц-ых потребностей в гос-енном упр-ии на основе обратных связей, регулирование различных отношений и процессов в объекте упр-ия, в свою очередь, должно осуществляться в соответствии со стратегией, определяемой гос политикой. Лицензирование производится органами гос власти с целью обеспечить определенный уровень качества товаров и услуг, предоставляемых различными орг-иями и предприятиями населению, имеющих жизненно важное значение для людей. Сбор и анализ информации - гос-во в целом и отдельные гос органы обеспечивают обратную связь. Именно обратная связь обеспечивает адекватность гос политики реальным потребностям общ-а. Оказание услуг населению В процессе реализации данной ф-ции необходимо решать вопросы о наборе и качестве услуг

35Орган власти - единичная структура власти, формально созданная гос-вом для осуществления закрепленных за ней его целей и ф-ций. Должн лицо не явл системообр эл-омт.к. выполняет делегирование полномочий в сист упр иерархии. Признаки: 1ответственность каждого упр-ческого органа за достижение поставленной перед ним цели либо ф-ции упр-ия; 2сбалансированность целей упр-ия по отношению к целям вышестоящего уровня; 3комплексность выполнения (взаимосвязанность) всех ф-ций упр-ия, относящихся к реализации каждой поставленной цели как по вертикали, так и по горизонтали взаимодействия; 4разделение и кооперацию усилий м/у звеньями и уровнями гос аппарата с точки зрения выполняемых ф-ций упр-ия, минимизацию их дублирования,; 5концентрацию прав и ответственности при решении каждой упр-ческой задачи за счет рационального перераспределения компетенции на каждом уровне упр-ия по горизонтали и делегирования полномочий по вертикали; полное соответствие орг-ионно-экономического механизма контроля исполнения объему компетенции в области ответственности и прав (полномочий) принятия решений по каждой упр-ческой задаче.

37. Гос политика- совокупность целей и задач, практически реализованных гос-вом, и средств, используемых при этом. Свойства: 1. ГП едина и единственна (одно гос-во -одна политика); 2. Содержит стратегические ориентиры (ГП - некое мнение о будущем гос-ва, которое может быть ориентировано практическими действиями); 3. ГП определяется объективными тенденциями общ-енного развития; 4. ГП основана на преобладании субъективных суждений людей о своих интересах в общ-ом развитии.

45.Структурная политика –комплекс мероприятий Пр-ва РФ, касающихся эл-ов эконом системы с учетом их взаимовлияния и взаимодействия и направленных на формирование в Р в соответствии с задачами долгосрочных эконом преобразований соц-о ориентированной и высокоэффективной рын экономики при органичном включении ее в мирохозяйственные связи. Гос эконом политика на совр этапе должна способствовать изменению структурных соотношений в экономике в направлениях: 1совершенствование орг-ионных и упр-ческих структур в реальном секторе экономики, обусловленное необходимостью повышения качества менеджмента на всех уровнях упр-ия, предполагающее проведение реформы предприятий и повышение эффективности упр-ия госсобственностью; 2улучшение технологической структуры материального производства на основе замещения устаревших технологий и основных фондов современными, что предполагает существенное изменение темпов и пропорций инвестиционного процесса; 3изменение структуры производства, предполагающее увеличение доли продукции с высокой степенью обработки; развитие инфраструктуры экономики, в том числе таких важнейших отраслей, как транспорт и связь. инвестиционная политика — система мер, напр на стимулирование инвестиционной активности и включ формирование благоприятного инвестиционного климата, привлечение неинфляционных источников инвестирования и создание единых стандартов обоснования эффективности инвестиций.

47 Президент: назначает с согласия ГД Председателя Пр-ва ; принимает решение об отставке Пр-ва; представляет ГД кандидатуру Председателя ЦБ РФ; по предложению Председателя Пр-ва назн/освобож от должности зам Председателя Пр-ва, федер министров; представляет СФ кандидатуры на должности судей всех высших судов и кандидатуру Ген прокурора; формирует и возглавляет Совет Безопасности; назн/освобож пол предст Президента; назн/освобож высшее командование Вооруженных Сил РФ; назн выборы ГД; распускает ГД; назначает референдум; вносит законопроекты в ГД; подписывает и обнародует фед законы; обращается к ФС с ежегодными посланиями; осущ рук-во внешней политикой; ведет переговоры и подписывает м/ународные договоры РФ; вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях ЧП; решает вопр гражданства; осуществляет помилование. Совещат, консульт органы: Совет Безопасности. Межведомственная комиссия по МСУ. Комиссия по вопр гражданства. Совет по вопр совершенствования правосудия. Комиссия по правам человека. Совет по культуре и искусству. Полит консультативный совет. Геральдический Совет.

49 Пр/во три смысла, кот вкладываются в термин «пра-во». 1. коллегиальный орган, сост из Председателя Пр/ва (Премьер-министра), Первых зам Председателя Пр/ва (Вице-премьеров), Зам Председателя Пр/ва и фед министров. 2. речь идет о пр/ве вместе с аппаратом пр/ва. 3. Расширенное толкование позволяет включить в его состав практически все фед органы исполнительной власти. Статус: в соотв возглавляет един систему исп власти, образуемую фед органами исп власти и органами исп власти субъектов РФ, обеспечивает осущ полномочий фед ГВ на всей территории РФ, сочетание интересов Федерации и субъектов РФ в системе исп власти. Полномочия 1рук-ть работой и контр ФОИВ,2 Создавать свои территор органы,3учрежд положения о ФОИВ,4 Устанавл предел числ работников аппарата и размер ассигнований, 5уст порядок созд, деят территор орг фед ведомств, назначать на долж зам фед мин и руковод иныхФоИВ6приост действия и отменять акты орг ИВ 7полномочия по реал вн полит и разр бюджета.

50.Полномочия Пр\ва по рук-ву орг исп власти: 1руководит работой фед мин/в и иных фед органов исп власти, контролирует их работу; создает свои территор органы; 2утверждает положения о фед мин/вах и иных фед органах; 3уст для них предельную численность работников аппаратов и размер ассигнований; устан порядок создания и деятельности территор органов фед ведомств; 4назначает на должность зам фед министров и руководителей иных фед органов исп власти; 5вправе приостанавливать действие и отменять акты фед органов исп власти.

53.Гос комитеты фед комиссии– фед органы исп власти, осущ на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также ф-циональное регулирование в определенной сфере деятельности. Гос комитеты: ГК РФ по физ-ре, спорту и туризму; ГК РФ по рыболовству; ГК РФ по стандартизации и метрологии; ГК РФ по статистике; ГК РФ по строительству и ЖКК; Гос таможенный комитет РФ. Федеральные комиссии: Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Федеральная энергетическая комиссия РФ

55агенства– фед орган исп власти, осущ специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др) ф-ции в установ сферах ведения, возглавл — ген директор Агентства: авиационно-космическое агентство; агентство по боеприпасам; агентство по обычным вооружениям; агентство по системам упр-ия; агентство по судостроению; Федеральное агентство пр/венной связи и информации при Пр-те РФ. Иные федеральные органы:Главное упр-ие специальных программ Пр-та РФ; Гос техническая комиссия при Пр-те РФ; Упр-ие делами Пр-та РФ; Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с ин-ми гос-ми.

55агенства– фед орган исп власти, осущ специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др) ф-ции в установ сферах ведения, возглавл — ген директор Агентства: авиационно-космическое агентство; агентство по боеприпасам; агентство по обычным вооружениям; агентство по системам упр-ия; агентство по судостроению; Федеральное агентство пр/венной связи и информации при Пр-те РФ. Иные федеральные органы:Главное упр-ие специальных программ Пр-та РФ; Гос техническая комиссия при Пр-те РФ; Упр-ие делами Пр-та РФ; Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с ин-ми гос-ми.

57.ГД обладает правом законодательной инициативы. Депутаты ГД вносят на рассмотрение: законопроекты и поправки к ним; законодательные предложения о разработке и принятии новых фед конст з-нов и фед з-ов; законопроекты о внесении изм и доп в действующие з-ны РФ и з-ны РСФСР либо о признании этих з-ов утратившими силу. Компетенцию: а)Дача согласия Пр\ту РФ на назн Председателя Пр-ва б) Выражение недоверия Пр-ву (не менее одной пятой от общего числа депутатов палаты), в) Назн, освоб от должности Уполномоченного по правам человека, г) Назн, освоб от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Кандидатуры представляются Комитетом Гос Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Назначение производится на первой сессии Гос Думы первого созыва, а в последующем - на сессии, ближайшей к моменту истечения полномочий Председателя Счетной палаты и ее аудиторов, д) Назн, освоб от должности Председателя ЦБ РФ. Кандидатура представляется Президентом РФ. Вопрос об освобождении от должности решается по представлению Президента РФ (большинством голосов от общего числа депутатов), е) Выдвижение обвинения против Президента РФ (не менее 1\3 от общего числа депутатов), ж) Объявление амнистии, з) Обращение в Конст Суд РФ по разрешению дел о соответствии КонстРФ нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Гос Думы, Пр/ва РФ, конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ, м/ународных договоров, не вступивших в силу для РФ, о толковании Конституции РФ и по другим вопросам, относящимся к ведению Гос Думы.

59.Уполномоченный по правам чел Должность учреждена в целях обеспечения гарантий гос защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения гос органами, органами МСУ, должностными лицами и гос-енными служащими. направл деятельности: 1 .рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод чел и гражд, принятие мер по их восстановлению; 2.анализ закон-ва в области прав чел и гражд; развитие м/ународного сотрудничества в области прав чел; 3.подготовка ежегодного доклада о своей деятельности и направление его Пр-ту, в СФ и ГД, Пр-во, высшие суды и Ген прокурору; 4.обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд для защиты прав и свобод граждан; принятие по собственной инициативе соотв мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан; 5.информирование органов гос власти и общ-енности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в РФ;

61.Центральный банк РФ учрежден 13.07.90 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР Задача – защита и обеспечение устойчивости рубля. цели деятельности: укрепление покупательной способности и курса рубля по отнош к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Р; обеспечение эффективного и бесперебойного ф-вания системы расчетов. Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России. Принцип независимости - ключевой эл- статус ЦБ, не входит в структуру фед органов гос власти и выступает как особый институт, обладающий искл правом денежной эмиссии и орг-ии денежного обращения. Гос-во не отвечает по обязательствам ЦБ, и наоборот. подотчетен ГД ФС. 1)во взаимодействии с Пр-ом разрабатывает и проводит единую гос денежно кредитную политику, напр на защиту и обеспечение устойч рубля; 2)монопольно осущ эмиссию наличных денег и организует их обращение; 3)является кредитором последней инстанции для кредитных орг-ий, орг систему рефинансирования; 4)уст правила проведения банк операций, бух учета и отчетности для банк системы; 5)осущ надзор за деятельностью кредитных орг-ий; 6)осущ все виды банковских операций, необх для выполнения своих основных задач; 7)осущ валютное регулирование; 8)опред порядок осущ расчетов с иностр гос-ами; 9)принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;

63.Система судов общей юрисдикции Придание Верховному Суду статуса высшего судебного органа не имеет абсолютного характера, оно ограничено сферой осущ его компетенции — делами, подсудными судам «общей юрисдикции». по делам о проверке конституц законов и иных нормат актов, а также по делам об экон спорах Верх Суд не является высшим судебным органом. Перечень дел, в отношении кот Верх Суд выступает в качестве суда высшей инстанции, не явл исчерпывающим. Помимо гражд, уг и админ дел упомянуты и иные дела. В настоящее время Верх Суд действует в составе Пленума, Президиума, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии. Он рассм дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. В систему Верх Суда входят суды субъектов Федерации (республ, краевые, областные), городские и районные суды, рассмат дела, подсудные судам общей юрисдикции.

65. арбитражных судоы судебная власть в сфере, относящейся к гражд и админ делам, осущ двумя самост судебными системами, судами общей юрисдикции и арбитражными судами, возгл Высшим Арбитражным Судом РФ. ф-ции: 1ВАС разрешает отнесенные к его ведению экономические споры и иные дела, действуя в качестве суда первой и второй инстанции в порядке, предусмотренном для всех арбитражных судов; 2осуществляет судебный надзор. 3судебный надзор за деят арбитражных судов, кот должен осущ в предусмотренных фед законом процессуальных, а не администр формах, тк арбитражные суды независимы и не находятся в администр подчинении ВАС. ВАС должен осущ судебный надзор в стогом соответствии с правилами, предусм Арбитражным процессуальным кодексом. В систему арбитражных судов входят окружные арбитражные суды и арбитражные суды субъектов Федерации.

76Проавовые основы гос-тер устр В сист законодат усл (огранич) тер- гос упр входят:

1) РФ как фед гос-о обладает рядом особенностей, закрепл в Конст, что накладывает ограничя на возм-ти адаптации организац структуры ГУ как к изменениям окружающей среды, так и к особенностям тер-ий,2) «неравенство» правового статуса субъектов => нарушение управляемости тер-ией;3) закрепление за каждым уровнем гос власти опред предметов ведения и полномочий, а также вопросов совместного ведения. => а)подотчетности региональных органов власти федеральным по очень большому кругу вопросов, б) необходимости соблюдения законодательной процедуры;4) закрепл в Конст двух уровней публичной власти: гос-енной власти и местного самоупр-ия, вынуждает разграничивать функции ГУ и МСУ, а также регламентировать процедуру вмешательства гос-а в решение местных вопросов.

77. жизненные основы федерации  - необход естественно-исторических предпосылках, кот должны сложится в процессе жизнедеят народа Федерация - форма гос-енного устройства, при которой несколько гос образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют единое союзное гос-во.Основы: 1 .наличие 2-х и более самостоятельных гос-в или народов, преуспевающих в строительстве гос-ва; 2.размеры объединившихся в союз гос-в должны быть не слишком большими, для геополитически целесообразности объединенного гос-о; 3.уровень правосознания объединившихся народов должен быть относительно высок; 4.осознание необходимости объединения;5У политиков – высоко развита способность к компромиссам. Гос-а, принявшие фед гос-енное устр с отсутствием жизненных основ– псевдофед-иями. В Р при создании фед-ии отсутствовали базовые жизненные основы фед-ии, можно отнести, к псевдофед-иям. Совр Р –  уникальный тип фед-ии, что сказывается на особенностях упр-ия федерат отношениями и требует выработки особой регион политики гос-а.

78. Особенности рос-го федерализма 1Самое большое и многочисленное в мире фед гос-о, .соц-экономическая ассиметрия (разность уровней соц-экономического развития субъектов, этническое многообразие); 2Построение «сверху» (образование на основе адм решения (и унитарность), 3«Политизация» федеративных отношений 4Смешанная модель тер-иального деления (нац-тер-иальное (респ, автономные тер-ии),  адм-терет (края, области, города федерального значения).5«Матрешечная» структура (автон округа и автон область равные с другими субъектами права, но входят в состав краев или областей те равноправие субъекта в составе другого субъекта) 6Проблема титульной нац-сти

79.прав статус суьектовРФ равноправные по Конст РФ субъекты Фед-ии имеют статусы:*)респ признаются гос-ами и могут иметь свои Конституции, гос-енный язык и гос-енную символику;* )края, области, города фед значения, авт область, авт округа — адм-тер-иальные образования, имеют свой устав и свое закон-во, то, респ обладают практически всеми признаками гос-енности, => политико-правовая асимметрия. 1статусную асимметрию и 2асимметрию прав на соц-эконом развитие субъектов Фед-ии. Стат асимметрия – уст-я нормой права разная совокупность прав субъектов Фед-ии, определяемая их делением на виды. используя статусный фактор, некоторые респ посредством заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий «заполучили» для себя больше «экон и соц» прав по сравнению с др субъектами. соцо-эконом асимм: Переход к рынку=>регионы: 1«приспособившихся» к новым условиям, 2«неприспособившихся». В неблагоприятной перспективе это означает деление Фед-ии на развивающуюся и стагнирующую части.  «Заставляет» фед центр принимать спец фед законы, устанав права ускоренного развития опред категории кризисных регионов. Снижение стат асимметрии возможно лишь путем внесения изм, доп в Конст РФ.

80Разграничение предметов ведения и полномочм\уРФ и Субъектами – это круг констит зафикс вопр, по кот гос органы фед-ии и ее субъектов компетентны принимать решения. исключ ведения РФ не мб переданы в ведение субъектов РФ или в совместное ведение. Регулятивные и контрольные полномочия должны осущ фед органами госвласти. Недопустима передача осущ полномочий в сферах, где приводит к ослаблению Фед-ии в решении общегос-енных задач (оборона, вн политика, таможенное делои тд) Осущ некот полномочий фед закон м передать субъекту РФ. фед центр обладает  искл полномочиями по рег и защите прав и свобод. совместного ведения. широкий перечень14 позиций => правовую неопред=>дальнейшего правового регулирования (природопользование, лесопользование, разграничение гос собственности, землепользование. 44 направ из 70). Вопросы же, отнесенные к ведению субъектов, не перечисляются, Вне пределов ведения Фед-ии и совм ведения субъекты «обладают всей полнотой госвласти» (ст. 73). В результате неопределенности многие субъекты, особенно респ, относят к «своим» ряд вопросов, относящихся к ведению Фед-ии. осуществление полномочий субъектов по отд вопр мб передано фед органам исп власти. При этом фед органы не должны принимать к своему решению те полномочия, которые им не свойственны. В то же время, среди этих полномочий субъектов мб и такие, кот затрагивают права человека (например, северный завоз) и требуют их осущ фед органами исп власти, если органы исп власти субъектов не в состоянии их осуществить.

85. МСУ означает право и фактическую способность самоуправляющихся территориальных общностей осущ упр-ие и решать в рамках законов под свою ответственность значительную часть гос дел в интересах граждан, прожив на соотв территории. Это право осущ советами или собраниями, члены кот были избраны в ходе свободных выборов на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании и кот могут иметь исполн органы, подотчетные им. МСУ в системе гос упр-ия - нижний уровнь упр-ия. элементы - местные (мун) органы власти. Мун власть-система упр-ия городом или селом (сельской территорией), предназн для их развития и защиты, для удовлетворения гражданами своих потребностей, орг-ии выполнения ф-ционального предназначения города, села (сельской территории), включая сюда и их обязанности перед гос-вом. принципы (Хартия): 1органы власти, которые наиболее близки к гражд; 2передача функции органу власти с учетом конкретной задачи и требований эфф и экономии; 3полномочия мб поставлены под сомнение или ограничены центр/ регион органом власти в пределах закона; 4обязательность консультаций центр властей с органами МСУ в принятия решений их касающихся; 5 контроль за МСУ цель:соблюдения законности и констит принципов, но за целесообразностью задач, выполнение которых поручено органам МСУ

88. Гос служба — это практическое и профессиональное участие граждан в осущ целей и ф-ций гос-а посредством исполнения гос должностей, учрежденных в гос органах. Гос должность — юридическое (правовое) установление, характеризующее в каждом гос-енном органе специально выделенный объем и содержание деятельности (участия) в реализации его компетенции (ф-ций и полномочий Гос служащий — гражданин, занимающий гос должность и исполняющий ее на профессиональной основе (постоянно и за плату). основания для создания, закладываемые сегодня и в России. 1. Признание демократии в качестве формы орг-ии и ф-ционирования гос власти. возникающие противоречия м/у плюрализмом политической сферы общ-а и целостностью (единством и суверенностью) гос власти разрешает гос служба. 2. Формирование правового гос-а, в кот обеспечение качества закона и его исполнения возлагается на гос службу. 3.Возрастание значения и ответственности гос-енного упр требования к гос сл: 1) целостность гос службы на всей территории страны, во всей системе гос власти и сориентированность на единство РФ; 2) согласованность концептуальных подходов в орг-ии и правовом регулировании многообразных проявлений гос службы РФ на разных ее уровнях и в различных видах; 3) демократический и федеративный характер построения и ф-ционирования гос службы РФ; 4) подчинение всех эл-ов и взаимосвязей гос службы РФ обеспечению рациональности и эффективности процессов властных отношений и гос-енного упр-ия по всей стране; 5) придание гос службе РФ общ-енного авторитета, доверия граждан, способности привлекать к себе лучшие интеллектуальные и нравственные силы страны.

90Реформа гос сл проблемы 1.нет ед система=> служба в отд госоргане, 2Зак-во не упорядочено, нет объемлющего Закона (Кодекса) 3Неэфф гос кадровая политика: 3высокой текучести кадров, 4нет мех-ма перевода с сохранением статуса, 5недост уровне профессионализма, 6неэффективности антикоррупционных мер 7разрозненности эл-ов системы упр госслужбы, 8нет селекции и работы с кадровым резервом; 9нет регламентации деятельности èнизкая эфф в сравнении с затратами, недост гибкостью, приспособл к решению; невосприим к новому Содержание 1определение и уточнение функционирования гос-енной службы. работодателем -гос-о в лице отдельного гос-енного органа.2 создание регламентов, искл произвол 3изменены категории гос-енной службы и выделены категории руководителей и их советников ("политический уровень") с ограничением по количеству таких лиц в гос-енных органах, а также категории профессиональных гос-енных служащих, 4унифицирование разных видов службы и наладить систему карьерного роста.5системы органов по упр-ию гос службой РФ 6единой системы з-ов, 7финансово-экономических мер и совершенствование материально-технического обеспечения гос-енной службы. 8изменение образовательной системы 9запрет на занятие, не обладающих профессиональным высшим образованием в областях упр-ческой специализации данного гос-енного органа.

Похожие материалы

Информация о работе